УДК 316.014 Ю.М. Токарева 1 ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ Г. ВОЛГОГРАДА) По результатам опроса (интервью с путеводителем) воспитателей МОУ Центр развития ребёнка № 9 г. Волгограда (объем выборки – 15 человек) выделены наиболее эффективные стратегии и субъекты формирования самосохранительного поведения у детей дошкольного возраста. Установлено, что ключевым фактором, влияющим на формирование самосохранительного поведения, по мнению информантов, является личный пример родителей. В рамках дошкольного образовательного учреждения полезным для ребёнка будет использование метода кейс-стади, т.е. описание проблемной ситуации и поиск возможных вариантов её решения. Ключевые слова: самосохранительное поведение, здоровье, дети дошкольного возраста, социализация, кейс-стади Проблема сохранения и формирования здоровья человека приобретает в современном мире всё большее значение. Научно-техническое развитие и социально-экономический кризис повлияли на перестроение образа жизни населения. По данным официальной статистики заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50%. Многие аспекты здоровья носят социально моделируемый характер. Кроме того, заболеваемость детей обусловлена и поведенческими факторами здоровья. В этой ситуации актуальным является поиск механизмов формирования самосохранительного поведения детей. В современной социологической науке самосохранительное поведение трактуется как «система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни» [2]. Сегодня характерную значимость приобретает проблема формирования самосохранительного поведения, которое вырабатывается с раннего детства под влиянием образа жизни семьи, ценностей, культуры, государственной политики и других факторов [1]. Социальные институты такие как семья, образование, здравоохранение, средства массовой информации, государство, несут повышенную ответственность за выбор у ребёнка определённой модели поведения. Установки, которые формируют характер реакции индивида на какой-либо раздражитель, определяются, как правило, в семье и образовательных учреждениях. С целью выявления ключевых субъектов и наиболее эффективных методов формирования самосохранительного поведения дошкольников было проведено исследование (метод – интервью с путеводителем) на базе МОУ Центре развития ребёнка №9 г. Волгограда. Было опрошено 15 воспитателей. Первым вопросом определялась общая информированность педагогов о самосохранительном поведении. В результате было выявлено, что воспитатели обладают достаточными знаниями о самосохранительном поведении. Они назвали следующие компоненты: соблюдение основ здорового образа жизни, безопасное поведение, представления о культурно-гигиенических навыках и медицинская активность. Второй вопрос выявлял, что в наибольшей степени влияет на формирование самосохранительного поведения. По мнению воспитателей, ключевым фактором является личный пример родителей, ребёнок копирует модель поведения родителя и практически во всём ему подражает. Приведем одно из высказываний: «Формировать самосохранительное поведение нужно с детства, в первую очередь, с помощью родителей, когда ребёнку характерно подражание. Он наблюдает за действиями родителей и старается вести себя также» (воспитатель, стаж 10 лет). © Токарева Ю.М., 2017 г.