УДК 316.74:001 Г.А. Меньшикова, С.В. Евстратчик ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 1 Дополнительное профессиональное образование (ДПО, V&T) сегодня особенно востребовано. Наряду с профессиональными навыками по специальности сегодня работнику нужно владеть и постоянно совершенствовать знание компьютерных технологий, средств коммуникации, включая освоение иностранных языков, развивать менеджерские и коммерческие навыки. За рубежом система ДПО институционально оформлена. В России система ДПО находится на начальном этапе развития. В докладе так же представлена статистика по некоторым странам ОЭСР. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, опыт, страны ОЭСР. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) сегодня востребовано как никогда прежде. Как когда-то (в ХVШ –ХХ веках) государства и бизнес были поставлены перед необходимостью создания системы профессионального образования, так теперь встала проблема формирования системы дополнительного профессионального образования (Vocational education and Training – V&T). Учитывая сложность стоящих перед ДПО задач, постоянное обновление требований и возможностей, действующая система активно изучается за рубежом, как учеными, так и политиками [1-4]. Составлены десятки докладов, указывающих на несоответствие системы задачам, перед ней стоящим. При этом, если за рубежом система ДПО институционально оформлена (созданы многообразные и многопрофильные учреждения, налажен контроль за их деятельностью, приняты законы, их регулирующие, и т.д.), то в нашей стране процесс находится на начальном этапе. ДПО вплоть до настоящего времени не стало значимым предметом научного изучения в России, соответственно и инициация путей его модернизации как проявления государственной политики только начинается. Этот факт был озвучен на проводимом и специально организованном в связи с обилием проблем в сфере труда форуме, который прошел в Петербурге в марте 2017 года. Отчеты ОЭСР [1-4] показывают, что методы организации системы ДПО многообразны и учитывают соответственно традиции страны, отраслевую специфику, а также размеры предприятия. Так, для крупных фирм наиболее типичной формой является корпоративное обучение. Оно имеют место практически на всех крупных предприятиях с численностью более 2-3 тысяч человек. Работнику этих предприятий предлагается широкий набор форм повышении квалификации, включая получение высшего (с отрывом или без отрыва от производства) образования. Если работник получает диплом, то его расходы оплачивает предприятие, если нет – то затраты он оплачивает сам. В целом обучение имеет место на каждом пятом предприятии ОЭСР, с тем, чтобы поддержать в них требуемый уровень инновационных профессиональных навыков. 11% предприятий (преимущественно малые) кооперируются друг с другом для предоставления возможности повышения квалификации. Система осуществляется на коммерческих условиях, но работники могут получить ваучеры (кредиты) на приобретение профессиональной квалификации, хотя в ряде стран, отраслей и предприятий она реализуется бесплатно. Понятно, что бесплатная форма повышения квалификации имеет место на государственных предприятиях, например, в социальном обслуживании. В ряде стран за профессиональное обучение платят предприятия, что возмещается им из бюджета В большинстве стран содержание системы ДПО предполагает введение специального налога на предприятия (например, во Франции он составляет до 1,05% от прибыли на предприятия с численностью от 10 до 20 человек). Если предприниматель вкладывает средства в образование сам, то он их не платит, если – нет, то деньги перечисляются в соответствующий централизованный фонд профессионального образования. В отдельных © Меньшикова Г.А., Евстратчик С.В., 2017 г.