primary logosecondary logo

Факторы социализации иностранных студентов в российском вузе

УДК 316.752
Э.Д. Мирзоев
ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ
ВУЗЕ

1

В статье автор рассматривает и анализирует процесс и последствия адаптации иностранных
студентов в российском современном вузе.
Ключевые слова: адаптация, молодежь, удовлетворенность, иностранный студент, социологическое
исследование.

В настоящее время обучение иностранных студентов становится одним из актуальных
направлений деятельности российских университетов [1]. В различных научных источниках
рассматриваются результаты исследований, изучающих адаптацию иностранных студентов к
условиям обучения в российском вузе, однако не сформирована целостная методика оценки
результативности этого процесса [2; 3; 4].
В процессе адаптации иностранных студентов исследователи отмечают противоречие
между необходимостью быстрого вхождения в новое для каждого студента-иностранца
образовательное пространство высшей школы и неразработанностью системы психологопедагогической поддержки студентов на начальных этапах их профессиональной
социализации и социокультурной адаптации [5]. Большинство исследователей называют
следующие черты иностранного студента в этот сложный период: крайняя информационная
перегруженность, эмоциональная перенасыщенность, низкая адаптированность на бытовом
уровне, потеря привычных социальных ориентиров [6].
В российской системе высшего образования с каждым годом увеличивается доля
иностранных студентов [7]. Для всесторонней оценки процессов их социализации и
адаптации к новым для себя условиям, требуется проводить изучение этих процессов
различными методами социологии. Результаты подобных исследований могут быть полезны
для профессорско-преподавательского состава при осуществлении педагогической
деятельности, администрации вузов для планирования и организации образовательного
процесса [8]. Объектом авторского социологического исследования стали студенты
Тольяттинского государственного университета, имеющие гражданство иностранного
государства: студенты 1-4 курсов бакалавриата и 1 курса магистратуры в возрасте от 16 до
25 лет.
Применительно к университету, как образовательному учреждению, важное значение
имеет уровень развития инфраструктуры и процессов сопровождения иностранных
студентов, интернационализованность всех услуг, которые университет оказывает. В этой
связи уровень удовлетворенности иностранных студентов различными аспектами обучения в
университете прямым образом влияет на скорость процесса адаптации. Именно поэтому для
первичного анкетирования студентов было выбрано два блока вопросов: «1. Оценка уровня
их интеграции в жизнь университета», «2. Оценка их удовлетворенности условиями
обучения и проживания».
Для начала респондентов просили выразить свое отношение к качеству преподавания
на их специальности. 67 % оценили его как высокое, 28 % как среднее, 1,3 % как низкое. 3 %
респондентов ответили, что не задумывались над этим вопросом. 3 % из респондентов
считают, что изучаемые дисциплины не соответствуют изучаемой специальности, 3 %
считают, что значимость некоторых предметов не соответствует объему выделяемых часов,
всего 1 % ощущают перегруженность аудиторными занятиями, 7 % считают качество
преподавания некоторых предметов неудовлетворительным, 2 % из респондентов
недовольны организацией зачетов и экзаменов, и значительное число иностранных
студентов не имеют никаких претензий по отношению к учебному процессу.

© Мирзоев Э.Д., 2017 г.