УДК 316.752 Э.Д. Мирзоев ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 1 В статье автор рассматривает и анализирует процесс и последствия адаптации иностранных студентов в российском современном вузе. Ключевые слова: адаптация, молодежь, удовлетворенность, иностранный студент, социологическое исследование. В настоящее время обучение иностранных студентов становится одним из актуальных направлений деятельности российских университетов [1]. В различных научных источниках рассматриваются результаты исследований, изучающих адаптацию иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе, однако не сформирована целостная методика оценки результативности этого процесса [2; 3; 4]. В процессе адаптации иностранных студентов исследователи отмечают противоречие между необходимостью быстрого вхождения в новое для каждого студента-иностранца образовательное пространство высшей школы и неразработанностью системы психологопедагогической поддержки студентов на начальных этапах их профессиональной социализации и социокультурной адаптации [5]. Большинство исследователей называют следующие черты иностранного студента в этот сложный период: крайняя информационная перегруженность, эмоциональная перенасыщенность, низкая адаптированность на бытовом уровне, потеря привычных социальных ориентиров [6]. В российской системе высшего образования с каждым годом увеличивается доля иностранных студентов [7]. Для всесторонней оценки процессов их социализации и адаптации к новым для себя условиям, требуется проводить изучение этих процессов различными методами социологии. Результаты подобных исследований могут быть полезны для профессорско-преподавательского состава при осуществлении педагогической деятельности, администрации вузов для планирования и организации образовательного процесса [8]. Объектом авторского социологического исследования стали студенты Тольяттинского государственного университета, имеющие гражданство иностранного государства: студенты 1-4 курсов бакалавриата и 1 курса магистратуры в возрасте от 16 до 25 лет. Применительно к университету, как образовательному учреждению, важное значение имеет уровень развития инфраструктуры и процессов сопровождения иностранных студентов, интернационализованность всех услуг, которые университет оказывает. В этой связи уровень удовлетворенности иностранных студентов различными аспектами обучения в университете прямым образом влияет на скорость процесса адаптации. Именно поэтому для первичного анкетирования студентов было выбрано два блока вопросов: «1. Оценка уровня их интеграции в жизнь университета», «2. Оценка их удовлетворенности условиями обучения и проживания». Для начала респондентов просили выразить свое отношение к качеству преподавания на их специальности. 67 % оценили его как высокое, 28 % как среднее, 1,3 % как низкое. 3 % респондентов ответили, что не задумывались над этим вопросом. 3 % из респондентов считают, что изучаемые дисциплины не соответствуют изучаемой специальности, 3 % считают, что значимость некоторых предметов не соответствует объему выделяемых часов, всего 1 % ощущают перегруженность аудиторными занятиями, 7 % считают качество преподавания некоторых предметов неудовлетворительным, 2 % из респондентов недовольны организацией зачетов и экзаменов, и значительное число иностранных студентов не имеют никаких претензий по отношению к учебному процессу. © Мирзоев Э.Д., 2017 г.