УДК 378 О.Н. Площадняя, В.А. Тихонова ВУЗЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ 1 При изучении социокультурного облика региона одним из важнейших показателей является образование, а также понятия «трудоустройство» и «профориентация». Комплексный анализ параметров, влияющих на структуру занятости выпускников региональных вузов позволяет оценивать и прогнозировать уровень развития региона. Проведенное в Ивановской области исследование демонстрирует влияние на специфику образования истории и специализации региона, позволяет делать выводы о том, что проблемы в сфере трудоустройства часто возникают по причине медленной адаптации исторически сложившейся системы образования к меняющимся экономическим реалиям и изменению традиционной специализации региона, что порождает безработицу, невостребованность специалистов, отток молодых кадров в другие регионы, трудоустройство не по специализации. Ключевые слова: образование, трудоустройство, Ивановская область. При изучении того или иного региона одним из важнейших показателей, бесспорно, является образование. Существующая система образования способна многое сказать об экономических особенностях региона, а также о его перспективах и возможностях развития. Современная система высшего образования в Ивановской области представлена 26 высшими учебными заведениями [3]. Количество студентов, проходящих обучение в Ивановской области, составляет около 35 тысяч человек. В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями. В ходе 2 социологического опроса , проведенного среди студентов старших курсов и выпускников вузов, была получена следующая информация. На вопрос «Как Вы считаете, с какими трудностями чаще всего сталкиваются студенты и выпускники вузов при устройстве на работу?» 64% респондентов выбрали пункт «Недостаточность опыта, практики». Невостребованность специальности отметили 14,0% опрошенных, 9,7% студентов считают, что возраст также может стать проблемой трудоустройства. 8 % отмечают, что работодатель не рассматривает выпускника со степенью бакалавра как специалиста с высшим образованием. Пункт «Непрестижность ВУЗа» выбрали 4,3 % респондентов. (см. Табл. 1) Табл.1 Опрос: «Как Вы считаете, с какими трудностями чаще всего сталкиваются студенты и выпускники ВУЗов при устройстве на работу?» Пункт Процент Недостаточность опыта, практики 64, Невостребованность специальности 14,0 Возраст 9,7 Работодатель не считает бакалавриат высшим образованием 8 Непрестижность ВУЗа 4,3 Итого 100 Также нам было интересно получить общее представление относительно того, чем планирует заниматься студент после окончания учебного заведения. На вопрос «Собираетесь ли вы остаться работать в вашем городе после окончания вуза?» (см. Табл.2) почти 60% опрошенных ответило утвердительно. Стоит отметить, что среди этих 60% больше половины (а именно 40%) являются студентами технических специальностей. Исходя из этого, мы © Площадняя О.Н., Тихонова В.А., 2017 г.
Comments
Трудоустройство социологов
Добрый день. Насколько мне известно, перспективы трудоустройства социологов, выпускающихся из региональных вузов, весьма грустные. Региональные рынки практически не предлагают подходящих для социологов вакансий. Как, на Ваш взгляд, следует решать данную проблему?