УДК 378.663 Н.С. Шатравко ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ 1 В статье рассматриваются актуальные вопросы и проблемы модернизации современного аграрного образования. Анализируется применение инновационных форм и методов обучения при подготовке специалистов для АПК в учебном процессе Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. Ключевые слова: образование, инновации, компетенции, практическая подготовка. Задача современного аграрного образования – не только подготовить квалифицированного специалиста для сферы АПК, но и сформировать у будущего специалиста профессиональные, социально-личностные компетенции, способствующие его быстрому включению в инновационные преобразования в обществе. На сегодняшний день организация учебного процесса, его содержание, методы и средства недостаточно сориентированы на современные требования подготовки выпускника аграрного вуза. В учебном процессе не всегда учитываются индивидуальные качества и условия работы будущего специалиста, преобладают экстенсивные формы и методы обучения, недостаточно учитывается специфика специальности при отборе содержания и организации обучения. Аграрное образование должно соответствовать постоянно изменяющемуся характеру общественных запросов, и темпы его развития необходимо согласовывать с темпами развития социума. В результате постоянно должно изменяться, совершенствоваться и содержательное наполнение образования, его формы и способы организации. В этой связи необходима переориентация образовательного процесса с простого воспроизводства имеющихся знаний и навыков на воспитание у будущих специалистов навыков прогнозирования, умения быстро ориентироваться в изменяющихся условиях деятельности. Иначе говоря, требуется переход от традиционной модели развития образования к инновационной. В системе современного аграрного образования инновационные формы и методы должны получить широкое отражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в разных сферах жизни современного общества. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (БГСХА) является старейшим и крупнейшим аграрным вузом как в Республике Беларусь, так и в Европе - на 12 факультетах здесь обучается почти 13 тысяч студентов. В БГСХА ведется работа по разработке и применению новых образовательных технологий в обучении (формы дистанционного обучения, проведение интернет-конференций); расширяется технологическая база учебного процесса, активно используются электронные средства обучения (учебники, электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), компьютерные программы и т.д.), компьютерные формы контроля знаний учащихся; все большую популярность приобретают виртуальные способы общения преподавателей и студентов, например, посредством электронной почты, электронных рассылок и т.д. Межвузовская научно-исследовательская лаборатория мониторинга и управления качеством высшего образования, созданная на базе Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, регулярно проводит опросы руководителей сельскохозяйственных предприятий, хозяйств с целью определения удовлетворенности работой выпускников нашего вуза. В результате опросов получены данные, свидетельствующие о важности формирования у будущих специалистов социальнопсихологических компетенций. Так, 43% работодателей считают недостаточными © Шатравко Н.С., 2017 г.
Комментарии
Благодарю Вас за интересные
Благодарю Вас за интересные тезисы!
Ответьте, пожалуйста, на ряд возникших вопросов:
1. Имеет ли смысл проводить процесс обучения аграрных специалистов не в условиях теоретизации, а в большей степени на конкретных производствах и предприятиях? Влияет ли на инновационность обучения проведение выездных занятий, напр., встреч с экспертами, участие в форумах и презентациях новых аграрных технологий, экскурсий в КФХ?
2. Переход к инновационным методам (ЭУМК и электронные формы контроля и коммуникации) осложняют ли работу и нагрузку преподавательского состава? Каковы противоречия между модернизацией образования и состоянием, развитием кадрового состава? Спасибо.