УДК 316.4 И.Н. Дементьева ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА: ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 1 В статье представлены тенденции в сфере материального потребления жителей региона в 20122015 гг. Рассмотрены особенности потребительского поведения в условиях кризисных процессов в экономике страны и региона. Проанализирована обеспеченность основными продуктами питания, непродовольственными товарами, услугами в различных доходных группах населения. Рассмотрены факторы, воздействующие на формирование потребительского поведения жителей области. Исследование основывается на данных мониторинга общественного мнения населения Вологодской области. Уровень потребления, потребительский рынок, доходы населения, розничный товарооборот, потребительские настроения. Одной из актуальных проблем, к которой в настоящее время обращено внимание властей, представителей научного сообщества и широкой общественности, является развивающийся экономический кризис. По оценке Минэкономразвития за январь-декабрь 2015 г. ВВП России снизился на 3,8% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. В ноябре по отношению к предыдущему месяцу снизилось промышленное производство (- 0,6%), усилился спад в сельском хозяйстве (- 0,9%), строительстве (-0,2%), продолжается снижение розничной торговли (- 0,8%) платных услуг населению (- 0,7%) [7]. Существенный экономический спад, затронувший Россию в целом, непосредственным образом отразился и на социально-экономическом развитии регионов. В числе территорий, находящихся под воздействием кризисных процессов, оказалась и Вологодская область. Данные официальной статистики демонстрируют ухудшение основных экономических и социальных показателей региона в 2015 г. Так, индекс промышленного производства в 2015 г. по отношению к 2014 г. вырос только на 1,8%, в то время как годом ранее его прирост составил 4,9%. Реальная заработная плата на территории области в 2015 г. по отношению к 2014 г составила 88,3%, индекс потребительских цен – 115,6%, численность официально зарегистрированных безработных – 123,8% [9, с. 9, 43, 32, 61.]. Более того, темпы снижения данных показателей в 2015 г. были значительно выше тех, которые фиксировались в 2014 г. В условиях кризисных процессов в социально-экономическом развитии территорий актуализируется проблема изучения потребительского поведения населения. В современной рыночной экономике потребители играют чрезвычайно важную роль, поскольку осуществляемые ими расходы составляют свыше половины валового внутреннего продукта страны. По данным статистики, в III квартале 2016 г. расходы домашних хозяйств на конечное потребление составляли 54% ВВП [3]. Расходы потребителей играют определяющую роль в динамике внутреннего спроса и, соответственно, в ускорении или замедлении темпов экономического роста. Особенности и тенденции потребительского поведения населения выступают, с одной стороны, отражением социально-экономических процессов, происходящих в региональном сообществе, с другой – являются мощным фактором, способствующим социально-экономическому развитию общества. В сфере потребления действуют две взаимосвязанные тенденции, которые и определяют восприятие людьми своего уровня жизни, его отдельных параметров и их оценку в плане возможностей потребления. Первая тенденция отражает ожидание роста количественных показателей материального благосостояния (заработной платы, денежных доходов, натуральных поступлений). Вторая – субъективные оценки доступности значимых социальных благ и услуг [11, с. 5]. С конца 1990-х годов в рамках регулярного мониторинга общественного мнения на © Дементьева И.Н., 2017 г.