home

Социокультурный портрет региона факторы участия в общественной жизни (на примере жителей пермского края)

?
УДК 316.43
А.Н. Зырянова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ РЕГИОНА: ФАКТОРЫ УЧАСТИЯ В
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
В статье представлены основные результаты исследования факторов участия в общественной жизни
региона: всего было выделено 10 основных факторов, которые способны оказать влияние на участие
населения в общественной жизни своего региона, выраженное через готовность поддержать
протестные акции по тем или иным проблемам.
Ключевые слова: социокультурный портрет, общественная жизнь, протестные акции.

В рамках исследования «Социокультурный портрет региона» был проведен анализ
факторов, способных оказывать влияние на участие жителей Пермского края в общественной
жизни своего региона. Одним из наиболее явных показателей участия в общественной жизни
региона, на наш взгляд, является готовность принять участие в акциях протеста, которую
выражают 39% опрошенных. Стоит отметить, что под «акциями протеста» мы понимаем
публичное выражение мнения общества или его части о проблемах, затрагивающих
жизненные интересы населения, проявляющееся в протестных действиях (митинги,
демонстрации, забастовки и др.) [1, С. 77].
Для того чтобы определить, какие переменные оказывают влияние на готовность
участия в протестных акциях, был использован метод факторного анализа. Каждая
переменная, отобранная для первичного анализа, представляла определенные смысловые
блоки анкеты (социально-демографический блок, блок о культурной жизни, блок об
условиях и качестве жизни и т.д.). На этапе подготовки данных часть переменных была
отсеяна из-за несоответствия условиями проведения анализа. В результате было получено 10
обобщенных факторов, которые объясняют около 77% вариации латентного показателя
«готовность участия в общественной жизни»:
1. Фактор «Доверие власти и вера в правосудие» формируют такие переменные как
доверие суду, прокуратуре, профсоюзам, столкновение с ущемлением прав и т.д.
2. Фактор «Социальный статус» формируется с помощью переменных, выражающих
материальное положение, самосознание принадлежности к социальному слою в масштабе
страны и региона.
3. Фактор «Социально-демографические характеристики» включает в себя наличие
детей и их количество, а также семейное положение.
4. Фактор «Социальное самочувствие» формируется состоянием здоровья, уровнем
удовлетворенности своей жизнью, а также с помощью оценки положения своей семьи в
будущем.
5. Фактор «Досуг» создается переменными, связанными с посещением библиотек,
кинотеатров, а также с использованием интернета и социальных сетей.
6. Фактор «Получение информации об актуальных событиях» создается благодаря
переменным, отвечающим за частоту просмотра тех или иных телепередач.
7. Фактор «Вероисповедование» включает в себя принадлежность к какой-либо
религии.
8. Фактор «Культурная жизнь» включает в себя посещение театров и музеев.
9. Фактор «Интерес к печатным СМИ» создается благодаря переменным, отвечающим
за уровень читаемых газет.
10. Фактор «Окружающая среда» формируется переменными, отвечающими за
чистоту воздуха и чистоту воды.
1

© Зырянова А.Н., 2017 г.
1
Исследование было проведено Пермским центром социального партнерства и социологических исследований
(ПГНИУ) на территории Пермского края, использовалась методика Института философии РАН
"Социокультурный портрет региона". Выборка – 1013 человек.