УДК 316.43 А.Н. Зырянова СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ РЕГИОНА: ФАКТОРЫ УЧАСТИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ) В статье представлены основные результаты исследования факторов участия в общественной жизни региона: всего было выделено 10 основных факторов, которые способны оказать влияние на участие населения в общественной жизни своего региона, выраженное через готовность поддержать протестные акции по тем или иным проблемам. Ключевые слова: социокультурный портрет, общественная жизнь, протестные акции. В рамках исследования «Социокультурный портрет региона» был проведен анализ факторов, способных оказывать влияние на участие жителей Пермского края в общественной жизни своего региона. Одним из наиболее явных показателей участия в общественной жизни региона, на наш взгляд, является готовность принять участие в акциях протеста, которую выражают 39% опрошенных. Стоит отметить, что под «акциями протеста» мы понимаем публичное выражение мнения общества или его части о проблемах, затрагивающих жизненные интересы населения, проявляющееся в протестных действиях (митинги, демонстрации, забастовки и др.) [1, С. 77]. Для того чтобы определить, какие переменные оказывают влияние на готовность участия в протестных акциях, был использован метод факторного анализа. Каждая переменная, отобранная для первичного анализа, представляла определенные смысловые блоки анкеты (социально-демографический блок, блок о культурной жизни, блок об условиях и качестве жизни и т.д.). На этапе подготовки данных часть переменных была отсеяна из-за несоответствия условиями проведения анализа. В результате было получено 10 обобщенных факторов, которые объясняют около 77% вариации латентного показателя «готовность участия в общественной жизни»: 1. Фактор «Доверие власти и вера в правосудие» формируют такие переменные как доверие суду, прокуратуре, профсоюзам, столкновение с ущемлением прав и т.д. 2. Фактор «Социальный статус» формируется с помощью переменных, выражающих материальное положение, самосознание принадлежности к социальному слою в масштабе страны и региона. 3. Фактор «Социально-демографические характеристики» включает в себя наличие детей и их количество, а также семейное положение. 4. Фактор «Социальное самочувствие» формируется состоянием здоровья, уровнем удовлетворенности своей жизнью, а также с помощью оценки положения своей семьи в будущем. 5. Фактор «Досуг» создается переменными, связанными с посещением библиотек, кинотеатров, а также с использованием интернета и социальных сетей. 6. Фактор «Получение информации об актуальных событиях» создается благодаря переменным, отвечающим за частоту просмотра тех или иных телепередач. 7. Фактор «Вероисповедование» включает в себя принадлежность к какой-либо религии. 8. Фактор «Культурная жизнь» включает в себя посещение театров и музеев. 9. Фактор «Интерес к печатным СМИ» создается благодаря переменным, отвечающим за уровень читаемых газет. 10. Фактор «Окружающая среда» формируется переменными, отвечающими за чистоту воздуха и чистоту воды. 1 © Зырянова А.Н., 2017 г. 1 Исследование было проведено Пермским центром социального партнерства и социологических исследований (ПГНИУ) на территории Пермского края, использовалась методика Института философии РАН "Социокультурный портрет региона". Выборка – 1013 человек.