УДК 316.422 Ю.С. Маркова ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ) 1 Статья посвящена анализу потенциала и практик реализации инновационного поведения работающего населения среднего возраста. Выделены проблемы реализации инновационного поведения работников, объединенные в три группы: когнитивные, эмоциональные, поведенческие. Определены ключевые стратегии инициирования инноваций в организациях и роль в них работников. Выявлены факторы включения работников среднего возраста в инновационные процессы. Сделаны выводы о недостаточном уровне реализации инновационных практик среди работников среднего возраста и населения в целом, требующем формирования инновационных ценностей, знаний и навыков. Ключевые слова: инновационное поведение, работники, средний возраст. В настоящее время на уровне государственной политики Российской Федерации поставлены цели модернизации российского общества, основным способом достижения которых обозначен переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития [3]. Инновации рассматриваются как ключевой фактор экономического роста, обеспечивающий повышение эффективности производства и конкурентоспособности товаров и услуг, увеличения уровня и качества жизни населения. Согласно официальным данным, в ходе реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года запланированный уровень ряда показателей не был достигнут [3]. В то же время, потребность инновационного развития усиливается на фоне вызовов и рисков, с которыми сталкивается российская экономика и общество: технологических, социальных, демографических, гуманитарных, экологических. Важнейшим ресурсом инноваций и модернизации выступает человеческий потенциал, «социально-творческая энергия граждан страны» [1] и, прежде всего – массовых акторов модернизационных преобразований. Инновационное поведение основывается, с одной стороны, на способности и готовности человека или социальной группы к генерированию и внедрению новых идей, продуктов или методов, а с другой – на возможности раскрывать и актуализировать свой творческий потенциал. В основе мотивации и реализации инновационного поведения лежат особые, модернизационные, ценности и личностные качества: открытость новому и готовность к изменениям; принятие риска; творческие способности; желание обучаться и совершенствоваться на протяжении всей жизни; навыки критического мышления; инициативность и предприимчивость; мобильность; самостоятельность и способность к кооперации и диалогу с другими людьми [1, 4]. Работающее население и, в частности, работающих среднего возраста можно рассматривать как одного из главных субъектов модернизации [2]. Цель данной работы – оценить потенциал и выделить проблемы реализации инновационного поведения работающего населения средних лет (30-60 лет). Эмпирической базой исследования выступили: 1) данные опроса жителей Пермского края, проведенного методом формализованных интервью (2014 г.); выборочная совокупность – 1000 человек, из них работников среднего возраста – 671 человек; 2) данные глубинных интервью с руководителями организаций г. Перми, специализирующихся в сферах промышленного производства, медицины, образования и науки, медиа и маркетинга (2016 г.); количество интервью – 12. Анализ результатов исследований позволил обозначить проблемы в реализации инновационного поведения работников, объединённые в три группы: когнитивные, © Маркова Ю.С., 2017 г. Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект «Социальный капитал организации как фактор модернизации российской промышленности (на примере предприятий Пермского края)», № 16-0300374