primary logosecondary logo

Инновационное поведение работающего населения среднего возраста (на примере Пермского края)

?
УДК 316.422
Ю.С. Маркова
ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО
ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

1

Статья посвящена анализу потенциала и практик реализации инновационного поведения
работающего населения среднего возраста. Выделены проблемы реализации инновационного
поведения работников, объединенные в три группы: когнитивные, эмоциональные, поведенческие.
Определены ключевые стратегии инициирования инноваций в организациях и роль в них работников.
Выявлены факторы включения работников среднего возраста в инновационные процессы. Сделаны
выводы о недостаточном уровне реализации инновационных практик среди работников среднего
возраста и населения в целом, требующем формирования инновационных ценностей, знаний и
навыков.
Ключевые слова: инновационное поведение, работники, средний возраст.

В настоящее время на уровне государственной политики Российской Федерации
поставлены цели модернизации российского общества, основным способом достижения
которых обозначен переход экономики на инновационную социально ориентированную
модель развития [3]. Инновации рассматриваются как ключевой фактор экономического
роста, обеспечивающий повышение эффективности производства и конкурентоспособности
товаров и услуг, увеличения уровня и качества жизни населения. Согласно официальным
данным, в ходе реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации
на период до 2015 года запланированный уровень ряда показателей не был достигнут [3]. В
то же время, потребность инновационного развития усиливается на фоне вызовов и рисков, с
которыми сталкивается российская экономика и общество: технологических, социальных,
демографических, гуманитарных, экологических.
Важнейшим ресурсом инноваций и модернизации выступает человеческий потенциал,
«социально-творческая энергия граждан страны» [1] и, прежде всего – массовых акторов
модернизационных преобразований. Инновационное поведение основывается, с одной
стороны, на способности и готовности человека или социальной группы к генерированию и
внедрению новых идей, продуктов или методов, а с другой – на возможности раскрывать и
актуализировать свой творческий потенциал. В основе мотивации и реализации
инновационного поведения лежат особые, модернизационные, ценности и личностные
качества: открытость новому и готовность к изменениям; принятие риска; творческие
способности; желание обучаться и совершенствоваться на протяжении всей жизни; навыки
критического
мышления;
инициативность
и
предприимчивость;
мобильность;
самостоятельность и способность к кооперации и диалогу с другими людьми [1, 4].
Работающее население и, в частности, работающих среднего возраста можно
рассматривать как одного из главных субъектов модернизации [2]. Цель данной работы –
оценить потенциал и выделить проблемы реализации инновационного поведения
работающего населения средних лет (30-60 лет).
Эмпирической базой исследования выступили: 1) данные опроса жителей Пермского
края, проведенного методом формализованных интервью (2014 г.); выборочная совокупность
– 1000 человек, из них работников среднего возраста – 671 человек; 2) данные глубинных
интервью с руководителями организаций г. Перми, специализирующихся в сферах
промышленного производства, медицины, образования и науки, медиа и маркетинга (2016
г.); количество интервью – 12.
Анализ результатов исследований позволил обозначить проблемы в реализации
инновационного поведения работников, объединённые в три группы: когнитивные,
© Маркова Ю.С., 2017 г.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект «Социальный капитал организации как
фактор модернизации российской промышленности (на примере предприятий Пермского края)», № 16-0300374