УДК 316.6 М.Н. Махарандина ПРАЗДНИК КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В статье рассматривается особенности корпоративной культуры в высшем учебном заведении, определяется ее сущность, основные механизмы и трудности формирования. Анализируются корпоративные праздники, их роль в приобщении студентов к корпоративной культуре университета и их адаптации к обучению в учебном заведении на примере различных вузов. Ключевые слова: корпоративная культура вуза, механизмы корпоративной культуры, корпоративный праздник, традиции, ценности. 1 Корпоративная культура, являясь неотъемлемой частью жизнедеятельности любой организации, существенно влияет на ее эффективность и играет очень важную роль в ее функционировании, так как она развивает неписаные нормы и взаимные ожидания, которые достаточно сильно влияют на поведение коллектива. В дополнение к существующим корпоративным ценностям, таким как: дисциплина, иерархия, власть, коллектив, приходят другие: участие, самоопределение, творческий потенциал. Быстрее всех поднимается и развивается организация, в которой сформирована устойчивая и адаптивная корпоративная культура. Высшие учебные заведения являются сегодня одними из основных звеньев системы высшего образования, объединяющей тех, кто создает, использует, воспроизводит и хранит знания. По мнению Киприяновой Е.В. и Якубы Е.П.[4], сильная корпоративная культура вуза способна обеспечить ему устойчивую позицию в конкурентной среде. Как отмечает В.М. Иванова в работе «Социально-психологические механизмы формирования корпоративной культуры студентов высшего учебного заведения» [2], корпоративная культура университета отличается от обычных организаций достаточно специфическим образованием. Прежде всего, модель корпоративной культуры вуза включает в себя взаимосвязанные базовые элементы: коллективные представления педагогов о социальной функции образовательного учреждения, выраженные в интегральном образе студента; уровень общительности педагогов; оценка преподавателями корпоративной культуры. Согласно взглядам В.М. Ивановой [2], корпоративная культура учебного заведения отличается вовлечением в происходящие процессы студенчества. Она используется как инструмент и как основополагающее средство для решения основной стратегической задачи любого вуза – подготовки высокопрофессионального и адаптированного к современным условиям жизни выпускника. В вузе воздействие корпоративной культуры осуществляется на уровне отношений «преподаватель-студент», так как именно последние являются носителями особенностей корпоративной культуры вуза, его традиций, ценностей, имиджа не только в период своего обучения, но и после окончания высшего учебного заведения. С поступлением в вуз у студента начинается новая жизнь в студенческой группе, поэтому интересным представляется изучение корпоративной культуры университета и ее элементов. В качестве одного из таких элементов можно выделить студенческие праздники. Организация праздников в университете является эффективным способом развития корпоративной культуры. Идея праздника, выбор формы его воплощения, привлечение участников уже демонстрируют корпоративные приоритеты вуза. Изучением корпоративных мероприятий в вузе и их ролью сегодня занимаются многие ученые. Например, в работе Ф.С. Борцовой «Разработка концепции и программы корпоративного праздника «День рекламиста» [1] анализируется практика проведения профессионального праздника работников рекламы в Московском государственном университете печати. При помощи метода включенного наблюдения автор анализирует © Махарандина М.Н., 2017 г.