УДК 332.143 С.В. Цыганова СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК УСЛОВИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА 1 В статье рассматривается символический капитал региона и его роль в формировании привлекательного имиджа для инвесторов. В работе представлены данные по инвестиционной активности региона, символические факторы инвестиционной привлекательности. Описано отношение иностранных партнеров к символическим ресурсам Ульяновской области. Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, символический капитал, имидж региона. Одной из приоритетных стратегических задач региональной политики становится повышение инвестиционной привлекательности территории. Для территориального субъекта важно отстроиться от конкурентов, регионов со схожими или более выгодными характеристиками, определяющими экономическую привлекательность: обеспеченность региона ресурсами, наличие земель для строительства, развитость транспортной инфраструктуры региона и другие. Для решения данной задачи можно выйти за рамки чисто экономических категорий и включить в комплекс коммуникаций с инвесторами имиджевые составляющие. Цель данной работы: определить роль символического капитала в формировании имиджа территории, привлекательного для инвесторов. Теоретическую базу работы составляют научные положения, авторы которых занимались различными аспектами инвестиционной привлекательности региона. Среди них - А.Н. Асаул, Н.И. Пасяда, К.М. Щепакин, И.П. Савельева, Е.Ю. Трофименко. К теоретическим аспектам маркетинга территории обращались такие исследователи как Д.В. Визгалов, А.П. Панкрухин, И.С. Важенина. Несмотря на разработанную теоретическую базу в сфере имиджа, тема влияния символического капитала территории на инвестиционную привлекательность остается малоизученной. В своей работе мы опирались на теорию социального пространства и символической власти французского социолога Пьера Бурдье. В рамках данной теории важно отметить, что для повышения имиджевой привлекательности территории символы должны быть включены в социальное пространство, а конкретно – в систему отношений индивидов. П. Бурдье дает определение «символического капитала», в котором отмечает, что «демонстрация символического капитала (всегда весьма дорогостоящая в экономическом плане) составляет, вероятно, повсеместно, один из механизмов, благодаря которым капитал идет к капиталу». В современной трактовке символический капитал может включать в себя архитектуру региона, его историю, местный колорит, язык, на котором говорят жители, их привычки, менталитет. На этом можно разрабатывать различные событийные, культурные, даже экономические проекты [1]. По данным «Корпорации развития Ульяновской области», регион вышел на первое место среди субъектов Приволжского федерального округа по динамике инвестиционной активности. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 104,9%. В последние пять лет сохранялась положительная тенденция в инвестиционной деятельности, на территории области начали работу ряд иностранных и российских производственных компаний [3, с. 8-9]. Инвестиционная политика Ульяновской области строится, как и в других регионах, опираясь на экономические факторы (наличие региональных льгот для инвесторов, больших площадей для строительства производств различных масштабов, развитой дорожно-транспортной инфраструктуры). Два последних пункта особо важны для развития региональной экономики: обрабатывающие производства составляют 85% всех промышленных предприятий региона. Инвестиционная привлекательность © Цыганова С.В., 2017 г.