УДК 304.44 К.Л. Рожкова, Д.А. Сазина ИССЛЕДОВАНИЕ КИНЕМАТОГРАФА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА: 1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В данной работе авторами ставится вопрос о возможности исследования кинематографа как социального феномена с применением социологических методов. Также в статье кинематограф рассматривается как социальный институт, имеющий определенные функции и влияние на общество и общественное сознание. Особая роль уделяется идеологической функции кинематографа. Ключевые слова: кинематограф, социология, функции кинематографа, социальный институт, кино и общество. С самого появления кинематографа многим исследователям стала очевидна его тесная взаимосвязь с обществом. Понимание кино как отражения жизни общества породило большие перспективы социологического изучения кинематографа. Поскольку кинематограф выступает мощным регулятором общественных отношений, стоит рассматривать его как один из элементов социальной системы – социальный институт. В нашей работе мы рассмотрим кинематограф как социальный институт, выделим его признаки и функции, затронем вопрос о специфике его функционировании как социального института и реализации функций кино в современном обществе. Структура социального института представлена следующими элементами: наличием определенной сферы деятельности, социальных ролей и статусов, цели, средств достижения цели, функций и учреждений, реализующих эти функции. К основным признакам социального института относятся: организация субъектов для совместной деятельности устойчивого характера, наличие специфических норм, регулирующих взаимоотношения субъектов в процессе деятельности, и формирование в процессе совместной деятельности субъектов общественно важной функции социального института. Кроме того, существенным признаком социального института является выполнение основополагающих функций: регулятивной, интегративной, потребительской и социализирующей. Теперь следует рассмотреть институт кинематографа как социальный институт в рамках вышеизложенных признаков, функций и структурных элементов. Мы можем определить кинематограф как «отрасль культуры и промышленности, осуществляющую производство фильмов и показ их зрителю; наиболее массовый вид искусства, важное средство политической и научной пропаганды» [1, с. 255]. Из этого следует, что кинематограф как институт существует внутри определенной сферы деятельности, имеет цель, которая достигается через работу конкретных учреждений и выполнение необходимых функций посредством использования ресурсов в деятельности субъектов, обладающих определенными социальными ролями. Можно также утверждать, что в соответствии с признаками социального института, кинопроизводство является деятельностью устойчивого характера, которая осуществляется некоторым кругом субъектов, вступающих в отношения, эти отношения регулируются при помощи установленных специфических норм и деятельностью определенных организаций. Например, в Российской Федерации таким органом является Министерство культуры РФ. Функции кинематографа безусловно включают в себя основные функции социального института, однако они отличаются большим спектром и более узкой направленностью. Согласно М. И. Жабскому, функциями кинематографа являются: коммуникативная, познавательная, воспитательная, эстетическая, развлекательная [2, с. 27]. Далее в нашей работе мы уделим особое внимание функциям кинематографа, непосредственно связанным с процессами воспитания и познания – формированием идей, влиянием на общественное сознание. © Рожкова К. Л., Сазина Д.А., 2017 г.