УДК 316.648:316.35; 303.621.2 Н.А. Чудинова ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ КАЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТИГМАТИЗАЦИИ Социальная стигматизация - процесс нанесения ярлыка, как правило, негативного, социальной группе, которая отклоняется от принятой в обществе нормы. Социальная стигматизация создает почву для дискриминации индивидов, приводит к неравному распределению социальных и экономических благ, а также к негативным личностным переживаниям стигматизированного индивида. В данной статье рассматриваются познавательные особенности трех методов качественной социологической традиции: глубинное интервью, экспертное интервью, фокус-группы в рамках изучения социальной стигматизации. Также в данной статье приведены результаты социологических исследований по проблеме социальной стигматизации, ведущими методами в которых являются перечисленные выше методы. Ключевые слова: социальная стигматизация, глубинное интервью, экспертное интервью, метод фокус-групп. В теории социальной стигматизации И.Гоффмана, стигма - это особое качество, которым обладает индивид, и которое создает противоречие между его виртуальной и реальной идентичностью [1]. Виртуальная идентичность – это ожидания, которые общество предъявляет индивиду. Реальная идентичность – это набор качеств, которыми индивид обладает в действительности. Когда обществу становится известно о наличии у индивида особого качества, которого не должно быть у его социальной группы, он автоматически становится стигматизируемым. Например, если женщина в тридцать лет проявляет интерес к игре в куклы, она получает ярлык «инфантильная». В то время как девочка девяти лет не получит такой стигмы, потому что для нее играть в куклы считается в обществе нормальным. Социальная стигматизация мешает восприятию других качеств индивида. Это связано с яркой негативной окраской «ярлыка», которым общество наделяет человека. Такое восприятие ведет к возникновению коммуникативного барьера в обществе, мешает самореализации и самоидентификации индивида, а также затрудняет налаживание близких межличностных связей с нестигматизированными членами общества. В данной статье мы рассмотрим особенности изучения проблемы социальной стигматизации с помощью качественной социологической традиции. Источником информации в качественной социологии является небольшая группа респондентов, чьи ответы в дальнейшем анализируются без помощи статистики. Мы обратимся к трем методам, которые, на наш взгляд, являются наиболее информативными при изучении социальной стигматизации, а именно: глубинное интервью, экспертное интервью и метод фокус-группы. Глубинное интервью – это метод сбора качественной социологической информации, который представляет собой личную беседу, в ходе которой интервьюер выясняет мнение информанта. Если в рамках интервью исследователь беседует с информантом на одну тему, такое интервью называется фокусированным, а если в рамках беседы затрагивается большее количество тем - нефокусированным. Также выделяют виды интервью по степени свободы беседы: неформализованное, полуформализованное и формализованное интервью. Глубинное интервью используется тогда, когда тема затрагивает глубоко личные, интимные переживания респондентов, а также может применяться, когда группа респондентов труднодоступна. При изучении социальной стигматизации глубинное интервью помогает узнать: 1. О наличии самостигматизации у индивидов. 2. Об особенности проявлении внешней стигматизации. 3. О взаимодействия их с лицами без стигмы.