УДК 331.101.3 Спирин А.С. ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В научной статье на основе анализа научных публикаций, исследований, проведённых авторами, освещаются вопросы, связанные с особенностями профессиональных компетенций нового поколения технических специалистов. Отмечается несоответствие профессиональных компетенций у выходящего в ближайшие годы на рынок труда поколения специалистов с нынешними требованиями работодателей отрасли. Ключевые слова: профессиональные компетенции, трудовые ценности, теория поколений, поколенные ценности. Актуальность темы заключается в том, что профессиональные компетенции, закладываемые в технических специалистов на всех стадиях обучения на уровне высшего образования, должны быть релевантными по отношению к тем компетенциям, которых требует впоследствии работодатель. Уже в этом году первые представители нового поколения россиян – представители «поколения Z» – поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, и в скором времени именно эти специалисты выйдут на рынок труда. Эффективное обучение современных инженеров, учитывающее поколенческий подход, способствует решению проблемы их трудоустройства: работодатели смогут в полной мере адаптировать к приходу в организации таких специалистов инструменты формирования и продвижения своих HR-брендов. Тем не менее, в высокотехнологичной среде отмечается проблема несоответствия компетенций, преподаваемых будущим специалистам, с теми компетенциями, которые позднее предъявляются к ним на будущем месте работы – в частности, из-за непонимания поколенческих особенностей представителей технических специальностей. Цель статьи – выделить основные особенности, которые необходимо учитывать при формировании профессиональных компетенций современных инженеров. При изучении этой проблемы были выделены различные аспекты. Так, осведомлённость о трудовых ценностях молодых специалистов высокотехнологичной отрасли и их ожиданиях касательно будущей трудовой деятельности являются основными аспектами, которым было уделено внимание. Прежде всего стоит определить содержание понятия «профессиональные компетенции» и их связь с проявлением поколенческих особенностей специалистов высокотехнологичной отрасли. Под профессиональными компетенциями принято понимать готовность специалиста к успешному применению знаний, умений и личностных качеств в определенной области трудовой деятельности [6, с. 21]. Также важным является определить содержание понятия «трудовые ценности», как связанного с понятием профессиональных компетенций. Так, по мнению исследователя Б.В. Черникова [5, с.153], трудовые ценности – усвоенные нормативные верования, которые определяют поведение и формируют основания для социальных ожиданий, включая ожидания от рабочей среды. Здесь ценности становятся критерием, который создаёт средства оценки важности предпочтений на работе. 1 В целом недостаточно исследований, которые бы могли с достоверностью указать на основные особенности трудовых ценностей и профессиональных компетенций специалистов-инженеров, выпускающихся в нынешнее время, а также в ближайшие годы. Так, исходя из анализа требований, предъявляемых работодателями в высокотехнологичных отраслях, проведённого исследователем Тадыровой О.В. [4, с. 303], молодой специалист должен знать теоретические основы и закономерности функционирования отрасли; уметь © Спирин А.С., 2017 г.