home

Трудовые ценности как часть профессиональных компетенций современных инженеров поколенческий подход

?
УДК 331.101.3
Спирин А.С.
ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СОВРЕМЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ: ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД
В научной статье на основе анализа научных публикаций, исследований, проведённых авторами,
освещаются вопросы, связанные с особенностями профессиональных компетенций нового поколения
технических специалистов. Отмечается несоответствие профессиональных компетенций у
выходящего в ближайшие годы на рынок труда поколения специалистов с нынешними требованиями
работодателей отрасли.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, трудовые ценности, теория поколений,
поколенные ценности.

Актуальность темы заключается в том, что профессиональные компетенции,
закладываемые в технических специалистов на всех стадиях обучения на уровне высшего
образования, должны быть релевантными по отношению к тем компетенциям, которых
требует впоследствии работодатель. Уже в этом году первые представители нового
поколения россиян – представители «поколения Z» – поступают в высшие и средние
специальные учебные заведения, и в скором времени именно эти специалисты выйдут на
рынок труда. Эффективное обучение современных инженеров, учитывающее поколенческий
подход, способствует решению проблемы их трудоустройства: работодатели смогут в
полной мере адаптировать к приходу в организации таких специалистов инструменты
формирования и продвижения своих HR-брендов. Тем не менее, в высокотехнологичной
среде отмечается проблема несоответствия компетенций, преподаваемых будущим
специалистам, с теми компетенциями, которые позднее предъявляются к ним на будущем
месте работы – в частности, из-за непонимания поколенческих особенностей представителей
технических специальностей.
Цель статьи – выделить основные особенности, которые необходимо учитывать при
формировании профессиональных компетенций современных инженеров. При изучении этой
проблемы были выделены различные аспекты. Так, осведомлённость о трудовых ценностях
молодых специалистов высокотехнологичной отрасли и их ожиданиях касательно будущей
трудовой деятельности являются основными аспектами, которым было уделено внимание.
Прежде всего стоит определить содержание понятия «профессиональные
компетенции» и их связь с проявлением поколенческих особенностей специалистов
высокотехнологичной отрасли.
Под профессиональными компетенциями принято понимать готовность специалиста к
успешному применению знаний, умений и личностных качеств в определенной области
трудовой деятельности [6, с. 21].
Также важным является определить содержание понятия «трудовые ценности», как
связанного с понятием профессиональных компетенций. Так, по мнению исследователя
Б.В. Черникова [5, с.153], трудовые ценности – усвоенные нормативные верования, которые
определяют поведение и формируют основания для социальных ожиданий, включая
ожидания от рабочей среды. Здесь ценности становятся критерием, который создаёт средства
оценки важности предпочтений на работе.
1
В целом недостаточно исследований, которые бы могли с достоверностью указать на
основные особенности трудовых ценностей и профессиональных компетенций
специалистов-инженеров, выпускающихся в нынешнее время, а также в ближайшие годы.
Так, исходя из анализа требований, предъявляемых работодателями в высокотехнологичных
отраслях, проведённого исследователем Тадыровой О.В. [4, с. 303], молодой специалист
должен знать теоретические основы и закономерности функционирования отрасли; уметь
© Спирин А.С., 2017 г.