УДК 304.2 А.А. Поносова ПОЗИТИВНАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 1 Девиации проявляются повсеместно и составляют предмет изучения многих наук. Чаще рассматривается их негативная сторона, однако важна роль позитивных отклонений в общественной жизни, способствующих развитию и удовлетворению потребностей людей. Одной из форм проявления девиаций является творческая деятельность, проявляющаяся как в обыденной жизни, так и представляющая собой особый род занятий, например, в сфере искусства. Существует проблема того, что творческие личности часто не могут самореализоваться ввиду различных причин. Необходимо комплексное изучение данного феномена. Творческие девиации во многом как личностно, так и социально обусловлены, ввиду чего большое значение имеет социологический подход. Ключевые слова статьи: девиация, позитивные девиации, творческая личность, современное искусство, интеракции. Принято считать, что современное искусство создает объекты, направленные на воспроизведение впечатления у аудитории (отторжение, удивление, критика и т. п.). Мы полагаем, что объекты современного искусства не являются вещами как таковыми, а представляют собой интеракции по поводу них. Таким образом, объект разворачивается перед зрителем в процессе взаимодействия, связанного с осмыслением того или иного артефакта. Если объектом сегодняшнего творчества является не артефакт, а интеракция, то возникает вопрос: «Является ли девиацией диалог гида и аудитории?». Нет. Социологическая теория рассматривает в качестве девиаций поведение, продуктами которого являются объекты, вызывающие критическую реакцию потребителей искусства. Позитивные девиации склонны проявляться в сфере творчества, которая не ограничивается созданием общеизвестного, а характеризуется изобретением новых материальных и культурных ценностей. Часто бывает, что художественные произведения отрицательно воспринимаются окружением, возможно не готовым к кардинальным переменам, склонным к комформизму и обыденной жизни, либо придерживающимся других стандартов. Представители различных социологических парадигм отмечали наличие ограниченного числа людей в обществе, стремящегося к получению знаний, созданию нового и изменениям в общественной системе. Одним из них был Лавров П. Л., писавший о критически мылящих личностях, стремящихся проявить себя, выделиться из толпы, принять активное участие в процессе общественного развития. Глубоких размышлений сегодня требует деятельность не только художника, воспроизводящего некий символический посыл в результате своего творчества, но и самих потребителей искусства, которым порой без вдумчивости и опыта сложно воспринять и оценить тот или иной арт-объект. Искусство является понятием относительным и его деятели склонны нарушать принятые стандарты не только в обществе, но и при создании новых способов самовыражения в рамках творческого процесса. [2] Лишь ассимилировавшись в общественном сознании, произведения искусства уже могут не восприниматься в качестве отклонений от норм. Со временем человек привыкает к тем или иным творениям и смысл определенного рода арт-объектов становится уже явным для зрителя, что представляет собой процедуру накопления культурного капитала. В качестве примера отклонения от норм можно привести творчество Ван Гога, который вызывал по большей мере отрицательные отклики со стороны общества. Он был душевно болен в связи с чем, многие его поступки были непонятны окружающим, вызывали © Поносова А.А., 2017 г.