home

Позитивная девиация как социологический феномен в сфере художественного творчества

?
УДК 304.2
А.А. Поносова
ПОЗИТИВНАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В
СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

1

Девиации проявляются повсеместно и составляют предмет изучения многих наук. Чаще
рассматривается их негативная сторона, однако важна роль позитивных отклонений в общественной
жизни, способствующих развитию и удовлетворению потребностей людей. Одной из форм
проявления девиаций является творческая деятельность, проявляющаяся как в обыденной жизни, так
и представляющая собой особый род занятий, например, в сфере искусства. Существует проблема
того, что творческие личности часто не могут самореализоваться ввиду различных причин.
Необходимо комплексное изучение данного феномена. Творческие девиации во многом как
личностно, так и социально обусловлены, ввиду чего большое значение имеет социологический
подход.
Ключевые слова статьи: девиация, позитивные девиации, творческая личность, современное
искусство, интеракции.

Принято считать, что современное искусство создает объекты, направленные на
воспроизведение впечатления у аудитории (отторжение, удивление, критика и т. п.).
Мы полагаем, что объекты современного искусства не являются вещами как
таковыми, а представляют собой интеракции по поводу них. Таким образом, объект
разворачивается перед зрителем в процессе взаимодействия, связанного с осмыслением того
или иного артефакта.
Если объектом сегодняшнего творчества является не артефакт, а интеракция, то
возникает вопрос: «Является ли девиацией диалог гида и аудитории?». Нет.
Социологическая теория рассматривает в качестве девиаций поведение, продуктами
которого являются объекты, вызывающие критическую реакцию потребителей искусства.
Позитивные девиации склонны проявляться в сфере творчества, которая не
ограничивается созданием общеизвестного, а характеризуется изобретением новых
материальных и культурных ценностей. Часто бывает, что художественные произведения
отрицательно воспринимаются окружением, возможно не готовым к кардинальным
переменам, склонным к комформизму и обыденной жизни, либо придерживающимся других
стандартов.
Представители различных социологических парадигм отмечали наличие
ограниченного числа людей в обществе, стремящегося к получению знаний, созданию
нового и изменениям в общественной системе. Одним из них был Лавров П. Л., писавший о
критически мылящих личностях, стремящихся проявить себя, выделиться из толпы, принять
активное участие в процессе общественного развития. Глубоких размышлений сегодня
требует деятельность не только художника, воспроизводящего некий символический посыл в
результате своего творчества, но и самих потребителей искусства, которым порой без
вдумчивости и опыта сложно воспринять и оценить тот или иной арт-объект.
Искусство является понятием относительным и его деятели склонны нарушать
принятые стандарты не только в обществе, но и при создании новых способов
самовыражения в рамках творческого процесса. [2] Лишь ассимилировавшись в
общественном сознании, произведения искусства уже могут не восприниматься в качестве
отклонений от норм. Со временем человек привыкает к тем или иным творениям и смысл
определенного рода арт-объектов становится уже явным для зрителя, что представляет собой
процедуру накопления культурного капитала.
В качестве примера отклонения от норм можно привести творчество Ван Гога,
который вызывал по большей мере отрицательные отклики со стороны общества. Он был
душевно болен в связи с чем, многие его поступки были непонятны окружающим, вызывали
© Поносова А.А., 2017 г.