прямым потребителем табачной продукции, подвержены воздействию рекламы табачных изделий. Мы провели собственное социологическое исследование среди молодых жителей областного центра – «Влияние социальной антитабачной рекламы на ценности и поведение молодежи». Выборку составили 560 человек в возрасте 15-23 лет (учащиеся школ, ПТУ, ссузов, вузов). Основной метод сбора информации – анкетный опрос. Анализ результатов исследования показал, что реклама сигарет, несмотря на все существующие законодательные ограничения, является активной и весьма эффективной. По своей результативности она стоит на порядок выше рекламы здорового образа жизни. Зачастую организация просвещения подростков с целью формирования у них потребности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к здоровью в учебных заведениях, учреждениях здравоохранения уступает информативности табачной рекламы. Исходя из всего вышесказанного, мы отмечаем, что в пропаганде здорового образа жизни необходимо задействовать всю систему коммуникации (печатные СМИ, Интернет, телевидение и т.д.), поскольку это серьезное средство формирования общественного мнения, одним из действенных инструментов этой системы может выступить социальная реклама. По данным опроса, каждый второй респондент уверен в том, что социальная реклама пока не достигла того уровня, чтобы влиять на изменение поведения в массовом масштабе. Четверть респондентов уверены в том, что социальная реклама может повлиять на их установки. Большинство респондентов лояльно относится к социальной рекламе и видит в ней положительный потенциал, но считает, что надо изменить ее содержание и формы распространения. В ходе исследования выяснилось, что мнение молодежи о способах создания социальной рекламы разделилось: одни отмечают, что только шоковые методы эффективны и могут воздействовать на молодёжь, другие считают, что шоковые методы достаточно однообразны и к ним быстро привыкаешь. Тем не менее, несмотря на разногласия, большинство респондентов считает, что во многом эффективность социальной рекламы зависит от поиска новых форм подачи, которые смогут заинтересовать молодое поколение. Интересно то, что социальная реклама, направленная на борьбу с курением, существует и большинство молодых людей её видели. Но, сравнивая статистику среди курящих и некурящих опрошенных (среди курящих студентов такую рекламу видели 68%, а среди некурящих – 70%), можно сделать вывод о том, что такая реклама практически не оказывает должного воздействия на целевую группу. Необходимо использовать социальную рекламу как часть целого комплекса мероприятий, направленных на борьбу с курением, пересмотреть технологию производства такой рекламы, сделать её более качественной. Данный вывод подтверждают и результаты нашего исследования (рис.1), которые показывают, что антитабачная реклама в чистом виде результативна лишь для 26% молодежи, более эффективна она в сочетании с акциями в поддержку здорового образа жизни – особенно в возрастной категории от 15-20 лет (отметили 35-38% как возможный мотив отказа от курения). Рис.1. Возможное влияние социальной рекламы на молодежь (в % от числа опрошенных, n=560)