УДК 331.548 И.В. Диннер ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (ПО 1 РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ ГОРОДА ОМСКА) Изменения в содержании профессий и на рынке труда являются предпосылками необходимой трансформации системы профориентации и профессионального самоопределения. Требуется новый взгляд на систему профориентации, которая по-прежнему сохраняет свою советскую фундаментальность, но слабо ориентируется на запросы современной экономики. На первый план выходят вопросы, связанные с определением эффективности имеющихся профориентационных мероприятий и объективная оценка качества этих мероприятий со стороны школьников и родителей. В данном исследовании определена перспективность конкретных методов профориентации, проведен анализ профориентационных мероприятий, проводимых в школе, выявлена степень определенности школьников в выборе будущей профессии. Значимость исследования определяется тем, что определены аспекты, которые необходимо учитывать при построении системы профориентации в современных условиях. Ключевые слова: профориентация, рынок труда, профессиональное развитие, человеческий капитал. В современных условиях увеличивается количество субъектов, оказывающих влияние на выбор школьниками профессии и образовательного учреждения: семья, школа, сверстники, СМИ и др. Процесс профориентации усложняется еще и в связи с высокой турбулентностью развития рынка труда и экономики в целом. Происходящие трансформации в содержании профессий объективно бросают вызов существующей системе профориентации. Требуется новый взгляд на организацию процесса профориентации и использования технологий выбора профессий [3, 7, 8, 10]. Анализируя различные источники, можно уверенно говорить о том, что проводится очень много профориентационных мероприятий, в которых задействованы различные субъекты: вузы, предприятия, различного рода профориентационно-образовательные центры и др. [1, 5, 6]. Однако эффективность этих мероприятий не достаточно высока, поскольку опрос абитуриентов показывает, что около 60% на этапе подачи документов в вуз имеют большие сомнения в правильности выбора [2]. Для уточнения этих вопросов кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского в марте-июне 2017 года было проведено специальное социологическое исследование. Всего в исследовании приняло участие 472 школьника г. Омска (9-11 классы), 117 родителей школьников и 8 профессиональных консультантов учреждений по профориентации. Основной метод исследования – анкетный опрос. Интервью использовалось относительно профконсультантов и завучей школ, в функции которых входит работа по профориентации. В исследовании были поставлены следующие задачи: анализ наиболее эффективных методов профориентации; определение перспективности конкретных методов профориентации; выявление степени определенности школьников в выборе будущей профессии. Остановимся на основных результатах исследования. 1. Оценка степени распространенности и эффективности профориентационных мероприятий, по мнению школьников, показала следующую картину (см. табл. 1). © Диннер И.В., 2017 г.