home

Эффективность профориентационных мероприятий (по результатам опроса школьников и родителей города омска)

?
УДК 331.548
И.В. Диннер
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (ПО
1
РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ ГОРОДА ОМСКА)
Изменения в содержании профессий и на рынке труда являются предпосылками необходимой
трансформации системы профориентации и профессионального самоопределения. Требуется новый
взгляд на систему профориентации, которая по-прежнему сохраняет свою советскую
фундаментальность, но слабо ориентируется на запросы современной экономики. На первый план
выходят вопросы, связанные с определением эффективности имеющихся профориентационных
мероприятий и объективная оценка качества этих мероприятий со стороны школьников и родителей.
В данном исследовании определена
перспективность конкретных методов профориентации,
проведен анализ профориентационных мероприятий, проводимых в школе, выявлена степень
определенности школьников в выборе будущей профессии. Значимость исследования определяется
тем, что определены аспекты, которые необходимо учитывать при построении системы
профориентации в современных условиях.
Ключевые слова: профориентация, рынок труда, профессиональное развитие, человеческий капитал.

В современных условиях увеличивается количество субъектов, оказывающих влияние
на выбор школьниками профессии и образовательного учреждения: семья, школа,
сверстники, СМИ и др. Процесс профориентации усложняется еще и в связи с высокой
турбулентностью развития рынка труда и экономики в целом. Происходящие трансформации
в содержании профессий объективно бросают вызов существующей системе
профориентации. Требуется новый взгляд на организацию процесса профориентации и
использования технологий выбора профессий [3, 7, 8, 10].
Анализируя различные источники, можно уверенно говорить о том, что проводится
очень много профориентационных мероприятий, в которых задействованы различные
субъекты: вузы, предприятия, различного рода профориентационно-образовательные центры
и др. [1, 5, 6]. Однако эффективность этих мероприятий не достаточно высока, поскольку
опрос абитуриентов показывает, что около 60% на этапе подачи документов в вуз имеют
большие сомнения в правильности выбора [2].
Для уточнения этих вопросов кафедрой экономики и управления человеческими
ресурсами Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского в марте-июне
2017 года было проведено специальное социологическое
исследование. Всего в
исследовании приняло участие 472 школьника г. Омска (9-11 классы), 117 родителей
школьников и 8 профессиональных консультантов учреждений по профориентации.
Основной метод исследования – анкетный опрос. Интервью использовалось относительно
профконсультантов и завучей школ, в функции которых входит работа по профориентации.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
 анализ наиболее эффективных методов профориентации;
 определение перспективности конкретных методов профориентации;
 выявление степени определенности школьников в выборе будущей профессии.
Остановимся на основных результатах исследования.
1. Оценка степени распространенности и эффективности профориентационных
мероприятий, по мнению школьников, показала следующую картину (см. табл. 1).

© Диннер И.В., 2017 г.