• УДК 37.018
    С.В. Ляликова
    СЕМЕЙНО-ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕАКЦИЯ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ
    ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    В работе определены негативные аспекты современной образовательной системы и
    проанализированы результаты социологических исследований по вопросам качества образования в
    нашей стране. Зафиксировано растущее недоверие населения к качеству российского образования,
    что обуславливает среди населения одновременный рост интереса к альтернативным формам
    обучения. В работе представлен феномен семейного образования, набирающий популярность в
    современном мире. На основании авторского эмпирического исследования проведен сравнительный
    анализ мнений хоумскулеров и родителей обычных школьников на цели общего образования, а также
    выделены ключевые причины выбора семейной формы обучения для своих детей.
    Ключевые слова:
    семейное образование, система жизненных ценностей, трансформация,
    качество образования.
    Отечественные и зарубежные ученые, фиксирующие кризисное состояние
    образовательной системы, долгое время ведут поиски выхода из сложившейся ситуации
    [1, c.3]. Суть ее заключается в разрыве между качеством специалистов, прошедших через
    образовательную систему, и «потребностями развивающегося производства» [9, c.193]. На
    фоне реализации компетентностного подхода в образовании [6, c.58-59], воспеваемого
    Болонским процессом, разработки наиболее усовершенствованных вариантов федеральных
    государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++, ФГОС 4), сокращения
    номинального числа образовательных учреждений, снижения престижа образования,
    недостаточного
    финансирования,
    а
    также
    нехватки
    и
    низкой
    квалификации
    преподавательского состава, среди населения складывается негативная оценка российской
    образовательной системы в целом. По данным ВЦИОМ каждый пятый участник
    исследования считает, что нынешнее состояние системы образования можно оценить как
    плохое/очень плохое, еще 41% респондентов считает его посредственным [7].
    В рамках рыночной экономики «образование» теряет свою ценность, приобретая
    черты услуги, за которую можно и нужно платить. Попытка исследователей ВЦИОМ в
    2016 г. выяснить ключевой фактор, от которого преимущественно зависит, какое
    образование получит ребенок, показала значимость материального фактора (47%, в
    сравнении с 1991г. – 34%), а также стремления родителей дать ребенку образование, число
    выбравших данный вариант ответа за 25 лет увеличилось почти на 10 процентных пунктов,
    достигнув в 2016 г. - 38%. Традиционное российское образование не соответствует запросам
    современного общества. По данным ФОМ с 2011 г. по 2016г. увеличилась доля тех, кто
    считает, что качество школьного образования ухудшается, так в 2011г. 37% респондентов
    придерживались данной точки зрения, к 2016г. их число достигло 46% [4].
    Респонденты убеждены, что учат сегодня хуже, чем во времена их молодости (56%),
    особенно популярен данный ответ, среди лиц с высшим образованием (60%). Свое
    недовольство участники исследования выражают в первую очередь к программам обучения
    (16%), снижению качества образования (11%) и как следствие росту безграмотности, а также
    повсеместным введением тестовой системы (9%). Именно на фоне критики, адресованной к
    традиционным формам обучения, разработки новых образовательных стандартов, возрастает
    интерес к альтернативным формам обучения, одной из которых является семейная.
    Семейное обучение – это возможность получения образования вне образовательных
    организаций и учреждений, осуществляемая преимущественно родителями (ближайшими
    © Ляликова С.В.., 2018 г.
    * Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Межрегиональные
    исследования жизненных ценностей и нетранзитивности семейно-детных ориентаций женщин, мужчин и
    семейных пар на основе сквозного анализа сопоставимых данных (1976 - 2020 гг.)» №18-011-01037.
    Next pagePrevious page