УДК 37.018
С.В. Ляликова
СЕМЕЙНО-ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕАКЦИЯ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ
ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В работе определены негативные аспекты современной образовательной системы и
проанализированы результаты социологических исследований по вопросам качества образования в
нашей стране. Зафиксировано растущее недоверие населения к качеству российского образования,
что обуславливает среди населения одновременный рост интереса к альтернативным формам
обучения. В работе представлен феномен семейного образования, набирающий популярность в
современном мире. На основании авторского эмпирического исследования проведен сравнительный
анализ мнений хоумскулеров и родителей обычных школьников на цели общего образования, а также
выделены ключевые причины выбора семейной формы обучения для своих детей.
Ключевые слова:
семейное образование, система жизненных ценностей, трансформация,
качество образования.
Отечественные и зарубежные ученые, фиксирующие кризисное состояние
образовательной системы, долгое время ведут поиски выхода из сложившейся ситуации
[1, c.3]. Суть ее заключается в разрыве между качеством специалистов, прошедших через
образовательную систему, и «потребностями развивающегося производства» [9, c.193]. На
фоне реализации компетентностного подхода в образовании [6, c.58-59], воспеваемого
Болонским процессом, разработки наиболее усовершенствованных вариантов федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++, ФГОС 4), сокращения
номинального числа образовательных учреждений, снижения престижа образования,
недостаточного
финансирования,
а
также
нехватки
и
низкой
квалификации
преподавательского состава, среди населения складывается негативная оценка российской
образовательной системы в целом. По данным ВЦИОМ каждый пятый участник
исследования считает, что нынешнее состояние системы образования можно оценить как
плохое/очень плохое, еще 41% респондентов считает его посредственным [7].
В рамках рыночной экономики «образование» теряет свою ценность, приобретая
черты услуги, за которую можно и нужно платить. Попытка исследователей ВЦИОМ в
2016 г. выяснить ключевой фактор, от которого преимущественно зависит, какое
образование получит ребенок, показала значимость материального фактора (47%, в
сравнении с 1991г. – 34%), а также стремления родителей дать ребенку образование, число
выбравших данный вариант ответа за 25 лет увеличилось почти на 10 процентных пунктов,
достигнув в 2016 г. - 38%. Традиционное российское образование не соответствует запросам
современного общества. По данным ФОМ с 2011 г. по 2016г. увеличилась доля тех, кто
считает, что качество школьного образования ухудшается, так в 2011г. 37% респондентов
придерживались данной точки зрения, к 2016г. их число достигло 46% [4].
Респонденты убеждены, что учат сегодня хуже, чем во времена их молодости (56%),
особенно популярен данный ответ, среди лиц с высшим образованием (60%). Свое
недовольство участники исследования выражают в первую очередь к программам обучения
(16%), снижению качества образования (11%) и как следствие росту безграмотности, а также
повсеместным введением тестовой системы (9%). Именно на фоне критики, адресованной к
традиционным формам обучения, разработки новых образовательных стандартов, возрастает
интерес к альтернативным формам обучения, одной из которых является семейная.
Семейное обучение – это возможность получения образования вне образовательных
организаций и учреждений, осуществляемая преимущественно родителями (ближайшими
© Ляликова С.В.., 2018 г.
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Межрегиональные
исследования жизненных ценностей и нетранзитивности семейно-детных ориентаций женщин, мужчин и
семейных пар на основе сквозного анализа сопоставимых данных (1976 - 2020 гг.)» №18-011-01037.
Next pagePrevious page