1.3. Возникновение и исторические этапы развития менеджмента. Современные школы и модели научного менеджмента. Аннотация: Основные положения школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей. Возникновение и развитие в России научного менеджмента. Эмпирическая и поведенческая школы современного научного менеджмента. Возникновение и развитие школы ситуационного подхода и школы системного подхода (количественных систем) в современном научном менеджменте. Классификация подходов в науке управления XX века I. Подход школ управления. II. Процессный подход. III. Системный подход. IV. Ситуационный подход. I. Подход школ управления Школа научного управления (1885 – 1920). Административная (классическая) школа управления (1920 – 1950). Школа человеческих отношений (1930 – наше время). Количественная школа – школа науки управления (1950 – наше время). Школа научного управления – Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915), работы «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911). – Фрэнк Гилбрет (1868 – 1924) и Лилиан Гилбрет (1878 – 1972). – Генри Ганнт (1861 – 1919). 3 Фредерик Уинслоу Тейлор Основоположник научной организации труда (НОТ) и менеджмента. Исследования Тейлора заключались в измерении количества сырья (железной руды, угля и пр.), которое можно поднять лопатами разного размера. Он установил, что наибольшее количество угля и железной руды можно переработать, если пользоваться лопатой, рассчитанной на 9 кг груза. 3 Ф.У. Тейлор получил образование во Франции и Германии, затем – в США (академия Экстера в НьюХэмпшире, Гарвардский юридический колледж). 30