primary logosecondary logo

Вербальные и невербальные средства коммуникации как индикаторы социальной стигматизации

?
Дата публикации: 
2019

Comments

Мария Михайловна, спасибо за доклад. Конечно, дети с инвалидностью, да и люди с инвалидностью в принципе, сталкиваются с определённым непониманием со стороны окружающих, негативными их реакциями, оскорблениями и даже рукоприкладством в свой адрес. Однако, на мой взгляд, всё это описывает, с одной стороны, отношение окружающих к людям с "выраженной" инвалидностью, с другой - восприятие этой реакции самими людьми с инвалидностью (замечу, что это восприятие не всегда соответствует реальности, - зачастую имеет место априорно искажённое восприятие, связанное с выработанными негативными ожиданиями от других). Мной остался непонятым вопрос о том, в чём тут проявляется стигматизация и сама стигма, насколько вообще корректно употребление данного термина? Другими словами, стигматизация в обозначенных случаях выступает 1) как предпосылка (т.е. "стигма инвалидности" обусловливает такое отношение, - в таком случае насколько обозначенные выводы применимы в ситуациях, когда "стигма инвалидности" не является ярко выраженной и вовсе никак не проявляется?) или 2) как следствие (т.е. такое отношение обусловливает дальнейшую стигматизацию, - в таком случае, возможно ли такое, что определённое отношение окружающих к конкретному человеку приведёт к его стигматизации в качестве "инвалида", даже если это не соответствует объективной реальности?) непонимания, с которым сталкиваются люди с инвалидностью?

Мария Михайловна, спасибо Вам за доклад на актуальную тему! Скажите, проводили ли Вы сопоставление полученных Вами результатов с данными других исследователей? Планируете ли в перспективе рассматривать проблемы социальной инклюзии детей-инвалидов, имеющих другие типы нарушений здоровья?

Благодарю Вас за внимание к данной проблеме. Вы рассматриваете в общем и целом внешние способы борьбы с феноменом стигматизации в отношении детей-инвалидов: признание их прав на государственной уровне, предоставление льгот, пособий, инклюзивное образование. Но не всякую проблему можно решить только внешними усилиями: законодательством, программами и т.д. Рассматриваете ли Вы внутреннюю составляющую: семья, культура сознания, воспитание? Например, многое в нашей жизни, как и в детстве, зависит от семьи, то есть семья помогает ребёнку становиться сильным, самостоятельным, точнее она не должна ему прививать мысль, что ты инвалид, тебе все должны, тебе положено - необходимо учить ребёнка добиваться инвалид он или нет.