Свалова Е. Н. Запреты и предписания в речевой культуре пермского старообрядчества – Лысьва) отмечено слово вúлошно: название блюда, которое необходимо есть вилкой (например, пельмени, холодец). Запрет известен и в православной среде, но касается исключительно поминального стола. В отдельных территориях Прикамья вúлошным старообрядцы угощают гостей в обрученье, перед свадьбой (с. Григорьевское, Нытвенский район). В наши дни отмеченная традиция практически утрачена. В отличие от общеязыковых запретов, в качестве основного оператора отрицания при выражении запрета используются слова грех (Мы не ели зайцев, грех есть зайцев – Лысьва), грешно, погрешно (Соль голыми руками не хватайте, только ложечкой. Очень погрешно – д. Бурылово, Кишертский район; Записываться на матифон грешно, голос после меня наверху останется – Усть-Уролка Чердынский район); выражения не по вере, вера не велит (Зайца грешно по нашей вере есть – В.-Язьва Красновишерский район). Несмотря на близость запретов в повседневной и обрядовой среде, следует, на наш взгляд, рассматривать отдельно выражения, не связанные с конкретным обрядом, соотнесенным с собственно религиозным событием или культовым действием, и бытовые запреты сугубо утилитарно-практического характера. Так, обрядовый запрет плясать на Пасху связан с необходимостью отказа от мирской суеты и всего плотского во время празднуемой встречи с Воскресшим: На Пасху делали качели, плясать-то грешно. На качелях пели: Пасха священная нам днесь показася, Пасха святая, Пасха всечестная, Пасха Христос избавитель (д. Антипина, Красновишерский район). Отметим также, что разграничение бытовых и культовых запретов не всегда возможно: по словам М. О. Шахова, «бытовой консерватизм старообрядчества основывается на религиозном традиционализме» [Шахов 2000]. Поэтому среди бытовых мы рассматриваем прежде всего пищевые запреты и те, которые связаны с обыденной жизнью человека (физические действия, уход за собой, контакт с современными техническими новшествами). том, что обеденный стол – это «Божья ладонь», а пища соответственно Божье подаяние, формулируется запрет на употребление пищи вне стола: «От стола до стола никто не кусóшничал, раньше было» (с. Култаево, Пермский район). Выражение иллюстрирует представление о том, что еда «вне стола» не воспринимается Божьей, поэтому не несет в себе пользы для человека. Само обозначение «вне стола» возможно интерпретировать и как период, не связанный с регламентированным временем для трапезы, и как употребление пищи (пользование чужой посудой) вне собственного дома, у чужих людей: «А вот у нас сваты приезжали с Сибири. Он у нас не пил, не ел. Сходил на ключик, там воду взял. Мы говорим: ну как это, хоть поешь чёнибудь. «А чё мне охота сорок лестовок отмаливаться»? Сорок лестовок ему за то, что поест где-то. Ак вот он и воздерживался. Ему нигде ни попить, ни поесть в чужом месте» (Лысьва). Как и в ряде других территорий России, пермские староверы, называя стол престолом, не стелют на него клеенку (ср.: На клиёнке грех ись, ну в ёй резина: она не чиста. Надо застилать только льниную скатерть. Только лён чистай [Бойко 2012: 241]. Известный запрет не оставлять стол без солонки – свидетельство восприятия соли как высокосакрального продукта. В традиционных культурах соль – символ вечности и исключительной ценности, в практическом плане в разнообразных формах применяется как оберег. В высказываниях Кто мачет яйцо в солонку, тот в дружбе с бесями (с. Григорьевское, Нытвенский район; ср. распространенное Соль рассыпается – бес улыбается); В солонку ни пальцем, ни яйцем отражен запрет рассыпать соль, в том числе с отсылкой к образу опрокинутой Иудой на Тайной вечере солонки. Еще одно правило старообрядческого застольного этикета – Не брать соль из солонки щепёткой: сложенные вместе три перста никониан-православных называются щепёткой, шéпетью. Таким образом, воспроизведение чуждого троеперстного крестного знамения уподоблялось старообрядцами святотатству. Еще один пример запрета с солью – невозможность в застолье о недосоленной пище сказать «без соли»: «“Без соли” нельзя говорить, когда едят. Выходит слово «бес», чтоб он солил. Надо говорить “недосол”» (с. Фоки, Чайковский район). Среди других правил приема пищи значима оппозиция «день – ночь». Фиксируются запреты на трапезу в ночное время (Ночью хлеб спит), в том числе и питье воды (С постели ставши не пить по почам [Архимандрит Палладий 1863: 194]). Отметим, что в ночное время запрещены Пищевые запреты В группе бытовых запретов бóльшую часть образуют так называемые застольные и пищевые запреты, которые могут быть связаны с конкретным продуктом питания, со способом приготовления блюда или напитка и особенностями их употребления. В эту группу входят и этикетные выражения (чаще это предписания), которые так или иначе связаны с ситуациями употребления пищи (Е. С. Бойко называет их актом трапезнования [Бойко 2012]). На основе представления о 74