Zyryanova A. I. True Tales: History of Russian Children’s Literature in Historical and Social Context Научный интерес к детской литературе возник в России в 1820–1830-е гг. По словам И. Н. Арзамасцевой, автора современного учебника для вузов «Детская литература» (2005), «он рождался из потребностей воспитателей и книгопродавцов, которые часто объединяли книги для детей и книги для народа» [Арзамасцева 2005: 4]. В это же время к текстам для детей обратилась литературная критика, которая стремилась выявить специфику и определить задачи детской литературы. Большую роль в этом сыграл В. Г. Белинский, а впоследствии Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Е. СалтыковЩедрин. Большой вклад в исследование литературы, по словам И. Н. Арзамасцевой, внес отечественный педагог Ф. Г. Толль (1823–1867), автор книги «Наша детская литература» (1862) [Толь 1862]. «Одна из целей его работы состояла в том, чтобы указать детским писателям поприща, которые требуют их сил, в противоположность тем, на которые они вотще тратят свою деятельность. Тщетность заключалась в изображении писателями исключительно детского мира» [Арзамасцева 2005: 10] В ХХ в. исследователей стал волновать вопрос об эстетических критериях детской литературы. В 1909 г. выходит труд историка литературы, педагога Н. В. Чехова «Детская литература», где впервые внимание уделяется теории и критике детской литературы (см.: [Чехов 1909]). Учебник А. П. Бабушкиной «История детской литературы» (1948) стал первой попыткой создания систематического курса русской детской литературы. В книге прослеживается ее история от первых народных песен для детей до произведений начала ХХ в. (см.: [Бабушкина 1948]). Кроме того, автор представляет свою точку зрения на специфику детской литературы, которая обозначается ею как гибрид науки о воспитании и искусства: «Детская литература – это литература, специально предназначенная для детей до 15‒16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. Она неотделима от общего литературного потока, рождается на пересечении художественной литературы и педагогики и осуществляет единство принципов искусства и педагогики» [там же: 35]. Книги второй половины и конца ХХ в. в основном содержат материал по отдельным периодам развития русской детской литературы ХIX и ХХ вв., выдающимся произведениям этого времени. Таковы «Страна нашего детства» (1964) Б. М. Сарнова (см.: [Сарнов 1964]), «Полвека» (1969) И. П. Лупановой (см.: [Лупанова 1969]), «Книги нашего детства» (1986) М. С. Петров- ского (см.: [Петровский 1986]). В 1997 г. издан учебник для студентов высших педагогических учебных заведений «Детская литература» под редакцией ранее названной И. Н. Арзамасцевой и С. А. Николаевой, один из наиболее популярных сегодня (в 2012 г. вышло восьмое переиздание). Успех книги объясняется не только большим количеством анализируемых текстов, но и методикой анализа. Взяв за основу историко-хронологический принцип, И. Н. Арзамасцева (в предисловии к изданию) пишет: «Цель учебника – не изложение истории детской литературы, а введение в историю и раскрытие самого понятия детской литературы» [Арзамасцева 2005: 4]. Произведения из курса детской литературы рассматриваются в духе исторической поэтики, как пример устойчивой художественной формы, поэтому список подробно изучаемых произведений и круг писательских имен принципиально ограничен. В 2002 г. Вышел в свет учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений «Детская литература», написанный И. Г. Минераловой, «позволяющий построить изучение предмета с опорой на анализ доминантных жанрово-тематических направлений круга детского и юношеского чтения…» [Минералова 2002: 7]. Возросло число зарубежных исследований русской детской литературы. Опубликованная в 2007 г. книга американских исследовательниц М. Р. Балиной и Л. Ю. Рудовой «Russian Children’s Literature and Culture» стала одним из первых исследований советского периода русской детской литературы (см. подробнее: [Balina, Rudova 2007]). Книга «Inside the rainbow: russian children’s literature 1920–35: beautiful books, terrible times» (2013), написанная O. Budashevskaya, J. Rothenstein, для западного читателя открыла дверь в мир иллюстраций детских книг советского периода (см. подробнее: [Budashevskaya, Rothenstein 2013]). Кроме монографий, все чаще выходят тематические сборники статей по проблемам детской литературы – как правило, по материалам научных конференций. Так, например, в 2008 г. в Перми вышел сборник «В измерении детства. Статьи о детской литературе». По материалам Международного научного семинара «Русская детская литература: национальное и региональное», 27–29 февраля 2008 г., под редакцией М. П. Абашевой, М. Р. Балиной. В основе издания – работы современных исследователей о советском периоде в русской детской литературе, а также статьи, посвященные региональным особенностям текстов пермских авторов ХХ– ХХI вв., проблемам поэтики современной русской литературы (см.: [В измерении детства: 312]). В 2010 г. увидел свет сборник научных 149