Васильева Е. В. СИМВОЛИКА САДА В РОМАНЕ Г. К. ЧЕСТЕРТОНА «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫЛ ЧЕТВЕРГОМ» героя в начальную точку повествования (кольцевая композиция), в Шафранный парк, но в уже новом качестве – это реализация авторской позиции композиционными средствами. Можно утверждать, что «философия радости» Честертона, которая предполагает чудесность мира и радостное удивление и благодарность человека по отношению к бытию, реализуется в художественной картине мира писателя, в которой образ сада играет ключевую роль. Стоит вспомнить утверждение Д. С. Лихачева: «Сад – это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой. Поэтому сад представляется как в христианском мире, так и в мусульманском раем на земле, Эдемом. Сад всегда выражает некоторую философию, эстетическое представление о мире … это микромир в его идеальном выражении» [Лихачев 1998: 11] Итак, образ сада к последним главам романа насыщается многозначной символикой. Вопервых, сад – это символ дома, детства, с которыми ассоциируются радость и покой. Вовторых, благодаря явным и скрытым цитатам из Библии сад становится райским садом. Причем Честертон развивает мотив не потери, утраты рая, изгнания человека из Эдема, а, наоборот, возвращения, обретения утраченного, восстановления гармонии человека и мира. И наконец, сад – это символ многообразия, многоликости мира. «Сад – подобие Вселенной, книга, по которой можно “прочесть” Вселенную. Но сад книга особая: она отражает мир только в его доброй и идеальной сущности» [там же: 24]. Можно сделать вывод, что символика образа сада/парка у Честертона базируется на личных впечатлениях и переживаниях, при этом включает традиционную семантику образа сада как художественной и культурной универсалии: сад-дом, сад-рай, сад-жизнь. Список литературы Аверинцев С. С. Гилберт Кит Честертон, или неожиданность здравомыслия // Честертон Г. К. Писатель в газете: Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1984. С. 329–342. Борхес Х. Л. О Честертоне // Борхес Х. Л. Проза разных лет: сб. М.: Радуга, 1989. С. 213– 215. Васильева Е. В. Духовный кризис рубежа XIX – XX веков в осмыслении Г. К. Честертона// Известия ВГПУ. 2015. № 3 (286). С. 130–134. Васильева Е. В. Романы Г. К. Честертона: мир условности. Воронеж: ВГПУ, 2007. 168 с. Кашкин И. Г. К. Честертон // Кашкин И. Для читателя-современника: Статьи и исследования. М.: Сов. писатель, 1968. С. 327–374. Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие. ОАО Типография «Новости», 1998. 356 с. Плахтиенко О. П. Художественная проза Гилберта Кийта Честертона: дисс. ... канд. филол. наук. Л., 1986. 272 с. Трауберг Н. Л. Проповеди и притчи Гилберта Кийта Честертона // Честертон Г.К. Избранные произведения: в 3 т. Т.1. Наполеон Ноттингхилльский: роман. Человек, который был Четвергом: роман. Рассказы. М.: Худож. лит., 1992. С. 5–20. Честертон Г. -К. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1. Наполеон Ноттингхилльский: роман. Человек, который был Четвергом: роман. Рассказы. М.: Худож. лит., 1992. 446 с. Честертон Г. К. Истинная романтика; «Дон Кихот». Божественная пародия; Что значит писать плохо; О классике (Эссе) // Детская лит. 1989. №3. С. 33–37. Честертон Г. К. Человек с золотым ключом. М.: ЗАО Издательство «Кукушка», 2003. 336 с. Barker D. G. K. Chesterton: A Biography. London: Constable, 1973. 304 p. Chesterton G. K.The Man Who Was Thursday. London: Wordsworth EL, 1995. 150 p. Coats J. D. Chesterton and the Edwardian Cultural Crisis. Hull: Hull univ. Press, 1984. 266 p. Wills G. The Man Who Was Thursday // G. K. Chesterton: A Half Century of Views. New York: OUP, 1987. P. 335–342. References Averintsev S. S. Gilbert Kit Chesterton, ili neozhidannost’ zdravomyslija [Gilbert Keiht Chesterton, or the surprise of sanity]. Chesterton G. K. Pisatel’ v gazete: Khudozhestvennaja publitsistika [A writer in the newspaper. Art publicism]. M.: Progress Publ., 1984. P. 329–342. Barker D. G. K. Chesterton: A Biography. L.: Constable, 1973. 304 p. Borges J. L. O Chestertone [About Chesterton ]. Borges J.L. Proza raznykh let: Sbornik [Prose of various years: Anthology]. M.: Raduga Publ., 1989. P. 213–215. Chesterton G. K. Chelovek s zolotym kljuchom [The man with the golden key]. M.: ZAO «Kukushka» Publ., 2003. 336 p. Chesterton G. K. Istinnaja romantika; «Don Kikhot». Bozhestvennaja parodija; Chto znachit pisat’ plokho; O klassike (Esse) [Truth Romanticism; «Don Quixote». Divine Parody; What Does It Mean to Write Badly; About Classics (Essays)]. Detskaja literatura [Children’s literature]. 1989. №3. P. 33–37. Chesterton G.K. Izbrannyje proizvedenija [Selected Works: in 3 vols.]. Vol. 1. The Napoleon of 104