ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 2(30) УДК: 821.161.1.09 ТОПОС ПОСТСОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В РУССКОМ РАССКАЗЕ РУБЕЖА ХХ–XXI ВЕКОВ Светлана Викторовна Бурдина д. филол. н., профессор кафедры русской литературы Пермский государственный национальный исследовательский университет 614099, Пермь, ул. Букирева, 15. swburdina@rambler.ru Ольга Анатольевна Мокрушина преподаватель кафедры гуманитарных, общематематических и естественнонаучных дисциплин Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (филиал в г. Перми) 614022, Пермь, ул. 9 Мая, 21. mokrushina87@gmail.com В статье анализируются русские рассказы рубежа ХХ–XXI вв., в той или иной форме разрабатывающие школьную проблематику. Показывается, что современные рассказы о школе не ограничиваются психологическими зарисовками отдельных типов и ситуаций, характерных для учебных заведений постсоветского периода. Авторы наиболее значительных произведений этого жанра («Гроза. 1987 г.» Л. Юзефовича, «Обстоятельство времени» А. Матвеевой, «Нежный возраст» А. Геласимова, «Химич» Ю. Буйды), обращаясь к школьным реалиям, выходят на глубокое обобщение о времени, мире и человеке; образ школы, созданный авторами рассказов, объемен, неоднозначен и многогранен. Отмечается, что тенденция изображения школы в негативном свете, характерная в целом для русской литературы, отчасти корректируется авторами произведений малых жанров, особенно тех, которые адресованы непосредственно детям (рассказы С. Сороки, Т. Крюковой, Ю. Вийры). Ключевые слова: русская литература рубежа ХХ–XXI вв.; рассказ; топос школы; образ; мотив; сюжет; постсоветская школа. Важной приметой ландшафта литературы рубежа ХХ–XXI вв., явившейся следствием утраты целостной картины мира, стала активизация малых жанров, в первую очередь рассказа. Как справедливо отмечает Т. Маркова, «в условиях кризиса крупной формы, связанного с падением доверия к “авторитетному” повествованию безотносительно к идеологии, наиболее способными к формотворчеству оказываются малые жанры прозы» [Маркова 2011]. Рассказы рубежа ХХ–XXI вв., в той или иной 1 форме реконструирующие топос школы , весьма разнообразны. Одни из них (например, рассказы С. Сороки, Т. Крюковой, А. Старобинец, С. Носова, И. Понорницкой, И. Чернявской, Д. Сиротина, Ю. Вийры и других) ограничиваются психологическими зарисовками отдельных типов и ситуаций, характерных для учебных заведений постсоветского периода, другие (в частности, «Гроза. 1987 г.» Л. Юзефовича, «Обстоятельство времени» А. Матвеевой, «Нежный возраст» А. Геласимова, «Химич» Ю. Буйды), обращаясь к школьному материалу, выходят на глубокие обобщения о времени, мире и человеке. Жанру рассказа, по удачному выражению Т. Марковой, свойствен «метонимический принцип миромоделирования, предполагающий, что конкретный предметно-бытовой план, “кусок © Бурдина С.В., Мокрушина О.А., 2015 129