ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 2(30) УДК 82.161. 1 ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ «ЛИРИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ» В. И. СТРАЖЕВА «ПУТЬ ГОЛУБИНЫЙ» Татьяна Николаевна Фоминых д. филол. н., профессор кафедры новейшей русской литературы Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24. natatata72 @ yandex. ru Виктор Иванович Стражев принадлежит к числу неоправданно забытых писателей первой трети ХХ в. Статья посвящена изучению образного строя третьей книги его стихотворений, озаглавленной «Путь голубиный» (1908). «Путь голубиный» рассматривается в русле символистской традиции. Отмечается, что эпитет «голубиный», вынесенный в заглавие сборника, указывает на «Голубиную книгу» как на один из его историко-литературных контекстов. Подчеркивается, что выбор в качестве «ориентира» апокрифической «Голубиной книги», соединяющей языческие и христианские взгляды на мир, свидетельствует об идейно-эстетических предпочтениях автора и вписывается в широко распространенные на рубеже веков представления о «возрастании» христианства над язычеством. Сюжет «лирической повести» строится на единстве образов, восходящих, с одной стороны, к духовному стиху о «Голубиной книге», с другой – к символистскому мифу о Душе мира, Вечной женственности. Попытка обрести Бога в возлюбленной герою не удается, но и поводом свернуть с пути богопознания не становится. Конечной точкой его маршрута оказывается порог «вечернего скита»; с молитвой связывается его надежда на преодоление «лукавых далей маеты». Вопрос о том, какому именно Богу собирается молиться стражевский герой, остается открытым: в скитах находились кельи и монахов-отшельников, и беглых старообрядцев, так что его вера может быть как ортодоксально-церковной, так и еретической (языческой или сектантской). Отсутствие авторских уточнений, связанных с конфессиональной принадлежностью героя, принципиально; оно воспринимается как выражение «всебожия», являющегося одной из характерных примет символистской картины мира и художественного мира Стражева. Ключевые слова: В.И. Стражев; «Путь голубиный»; символизм; христианство; язычество; синтез; «Голубиная книга». Виктор Иванович Стражев (1879–1950) – уроженец с. Усолье Соликамского уезда Пермской губернии, выпускник историкофилологического факультета Московского университета (1902). Тем, кто учился в советской школе, он знаком как один из авторов учебника 1 по русской литературе для IX класса . Педагогической деятельностью Стражев занимался и в начале 1900-х гг., но тогда он был известен, прежде всего, как литературный критик и поэт, близкий к символистам. «Путь голубиный. Лирическая повесть» (1908) – третья книга стихотворений Стражева. Она была опубликована в Москве в издательстве «Пан». В творчестве поэта ей предшествовали сборники «Opuscula. Стихотворения и эскизы» (1904), «О печали светлой. Стихотворения 1905– 1906 годов» (1907). Следом за ней увидел свет «Том первый. Стихи 1904–1909 годов» (1910), в котором автор собрал лучшие свои стихотворения, как специально написанные для данного издания, так и опубликованные ранее. «Путь голубиный» вошел в «Том первый» почти целиком. До сих пор третья книга стихотворений Стражева не переиздавалась и никем специально не изучалась. На наш взгляд, отсутствие исследовательского внимания к ней (как и к творчеству поэта в целом) – неоправданное упущение. В данной статье исследуются ее основные темы и образы. Жанровый подзаголовок – «лирическая повесть» – указывает на основную тональность книги и подчеркивает ее внутреннюю целостность. Сюжетообразующее значение приобретает вынесенный в заглавие мотив пути, © Фоминых Т.Н., 2015 120