ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 2(30) УДК 81’28 ТЕРМИНЫ РОДСТВА В МИФОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (по материалам архангельских говоров) Ирина Борисовна Качинская канд. филол. н., младший научный сотрудник кафедры русского языка Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 111991, Москва, ул. Ленинские горы, 1. kacza@yandex.ru Термины родства относятся к группе коннотативной лексики; они легко переносятся в области, весьма далекие от протозначений, и оказываются тесно связаны с животным, растительным и предметным миром, c абстрактными понятиями; они употребляются в качестве антропонимов и топонимов, входят в междометные конструкции. Анализ производных значений терминов родства ярко демонстрирует антопоцентричность языковой картины мира. В статье рассматривается использование терминов кровного родства в русском языческом пантеоне: для обращения к мифологическим хозяевам дома, двора, овина, бани, воды, леса, поля, а также для номинации языческих духов. Показана глубокая связь язычества с христианством, что проявляется в одновременном обращении ко всем богам. Если в христианской традиции актуальны термины родства, связанные с понятиями ‘отец’, ‘мать’, ‘сын’, то в языческой традиции набор терминов родства гораздо шире – он связан с понятиями бабушка ~ дедушка, мать ~ отец, сестра ~ брат, тетка ~ дядя. Отсутствуют ‘дочь’, ‘сын’ (хотя имеются дети), ‘внуки’ и ‘племянники’. В научный оборот впервые вводится богатый фактический материал, собранный филологами Московского университета в Архангельской области. Ключевые слова: термины родства; русская языческая мифология; русская диалектология; северные говоры. Термины родства чрезвычайно активны в мифологии – языческой и христианской. Если в христианской традиции актуальны термины, связанные с понятиями ‘отец’, ‘мать’, ‘сын’ (Боготец, Бог-сын и Матерь Божья или Господь батюшка и Царица Матушка Небесная), то в языческой традиции набор терминов кровного родства гораздо шире и связан с понятиями бабушка ~ дедушка, мать ~ отец, сестра ~ брат, тетка ~ дядя. Отсутствуют ‘дочь’, ‘сын’ (хотя имеются дети), ‘внуки’ и ‘племянники’. К русскому «языческому пантеону» мы относим всех представителей «нечистой силы», всех «пенатов»: это мифологические хозяева дома, двора, бани, овина, хозяева воды (моря, рек, ручьев, колодцев), леса, поля, персонажи заговоров, привидения. Посредниками между «нечистой силой» и людьми являются колдуны. В народной культуре православие и язычество тесно сплетены: появление духов может объясняться как свергнутое с небес воинство Сатаны (см. также: [Черепанова 1983: 68; Славянская мифология 1995: 348; Слав. древности, 2: 121] и мн. др.): Бох всех спихнул, много валилося: на избу – избяной бес, на дворе – дворовой, баня – дак банной, в воду – дак водяной. КРАСН. В задачи этой работы не входит перечисление всех наименований домового, водяного, лешего и прочей нечистой силы (значительный по объему синонимический ряд слов со значением ‘мифическое существо, обитающее в доме, в помещении для скота’, ‘в бане’, ‘в лесу’ и проч. см. в словарной 2 статье домовой [АОС, 11] или [Черепанова 1983: 58–59]) – нам важно показать, как часто и регулярно в номинации и обращении к языческим духам-хозяевам используются термины кровного родства. © Качинская И.Б., 2015 16