Качинская И.Б.ТЕРМИНЫ РОДСТВА В МИФОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (по материалам архангельских говоров) Представители «нечистой силы» чаще всего выступают в одиночку, но иногда парами (батюшко ~ матушка, дедушка ~ бабушка), а порой даже целыми семьями (с детьми, с приходящими гостьми) [Качинская 2008: 105]. Соотносительные пары образуют понятия мать ~ отец, бабушка ~ дедушка: Дедушка-домовеюшка, бабушка-хозеюшка, благослови детей, пусти жити, храни, береги, пой, корми. МЕЗ. Батюшкохозяюшко, матушка-хозяюшка, с малыми детьми, с приходящими гостьми, пойте, корьмите, храните, берегите мою скотинушку, любите, как мы её любим. ОНЕЖ. Отсутствуют как пары сестра ~ брат, тетка ~ дядя. Эти термины используются либо по отдельности (Лазаревы сёстры, злые долговолосые тётки, суседкобратанко), либо совсем в ином «родственном» наборе (дедушко-братанушко, дяденькабатюшка). Исследуя использование терминов родства в отношении к представителями «нечистой силы», мы распределили мифологические существа по месту их обитания (дом, двор; овин; баня, вода; лес), как это принято в фольклорной и этнографической традиции, и по функциям, для чего иногда пришлось использовать примеры, не содержащие терминов родства. 1. Мифологические хозяева дома, двора. По народным представлениям, бытующим в большинстве архангельских деревень до сих пор, в доме обязательно есть невидимый хозяин: А на земле всё есть: бох есть и домовой хозяин есть. КАРГ. В каждой хоромине живёт дедушко, хоромина без хозяина не живё. В кажном доме есть дедушко домовой, уж он тут хозяйничат, дом стерегёт. ПИН. Дух дома, двора (домовой или дворовой) заботится о людях – хозяевах дома – и домашнем скоте. Он может являться в человеческом образе: Он покажется, домоваюшко, маленьким мальциком или старым дедом. ПИН. Сохожу с листницы – а мужик стоит, это батюшка стоял, батюшка-хозяюшка. КАРГ. Но может предстать как близкий покойник; как животное – домашнее (кот) и дикое (ласка), птица, насекомое (в архангельской деревне паука могут назвать дедушко, а насекомое сороконожку – дедушка-братанушка [Качинская 2011: 192– 193]); домовой может обратить на себя внимание каким-нибудь неожиданным действием: Хозяин может почудиться в мать или в бабушку. ПРИМ. Мне дак показалося свекровкой. КАРГ. Раньше не знали ласки, это дедушка домовой. ЛЕШ. Дедушко домовой показывается всё котёнком. В-Т. Говорит, всё дедушко- домоведушко то птицей цёрной показался, то кошкой цёрной, то ворота открыл. ВИН. Дверь открыла, а там мужик стоит, высокой такой – и как ростаял, домовой дак. ШЕНК. Об обликах домового см. также: [Даль 1996: 16; Максимов 1994: 31–32; Померанцева 1975: 102; Мифы народов мира 1991: 391–392; Криничная 2004: 119–139 и мн. др.]. В названии домового и обращении к нему используются термины кровного родства дед, дедко (дедка), дедо, дедушко (дедушка), батька, батюшко (батюшка), братанко, братанушко (братанушка), дяденька; бабушка, матушка. Лексем, обозначающих мужских персонажей, намного больше, чем женских. Часто термины родства сопровождаются определением – как адъективом, так и приложением. Можно увидеть некий параллелизм в отношениях человека и подвластных ему домашних животных и мифологических хозяев дома (двора) и людей. В отношении к домашним животным хозяйка берет на себя функции материкормилицы, в отношении к мифологическим хозяевам дома, двора, бани, леса и т.д. все домочадцы считают себя его подчиненными, признают главенство домового хозяина как «отца». Обычно домовой выступает в мужской ипостаси: А батька у овцы стал вязку вить из сена, овцы не полюбил хозяин. ОНЕЖ. У тебя батюшкохозяюшко есть? КАРГ. Многочисленны примеры, где домовой выступает как ‘дедушкаʼ: Зовут хозяином, а когда и дедом. ХОЛМ. Домовичёк Анну Михайлну не любит, дед дома ей не любит. ОНЕЖ. Опеть дедко не полюбит – овцу шчыплет. ПИН. А ей дедко выдавил – к цему выдавил, к худу ли к лиху? К добру ли к лиху? ПИН. В каждой постройки дедушко всё хозяин. ПИН. Дедушко скота, коровушек кормил, гладил. ЛЕШ. Ковда вот спишь, бывает, он так на тебя навалится – говорят: дедушко давил. «Дедушко» скажут, не домовой, а «дедушко». ПИН. В качестве адъектива при лексемах дедко, дедушко (дедушка) выступают прилагательные домовой, модовой, дворовой (в других случаях они же могут являться субстантиватами): Ведь в таком доме дедко домовой, а тут (в бане) обдериха. ПИН. В этом доме дедушко домовой, на ём, говоря, дом стоит. ХОЛМ. Не любит её дедушка дворовый, не гладит. КОН. А уж коли во дворе што померещилось, так то уж, верно, дедушка дворовый. НЯНД. Дедушко модовой как котушко придё иногды. ПИН. Лексема модовой и ее дериваты считаются метатезами к домовой 17