ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 2(30) УДК 811.11’37 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА ‘STRUGGLE’ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Светлана Леонидовна Мишланова д. филол. н., профессор кафедры лингводидактики Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева,15. mishlanovas@mail.ru Татьяна Сергеевна Катлишина аспирант кафедры лингводидактики Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева,15. TataMk11@rambler.ru Статья посвящена историко-лексикологическому исследованию, ставящему целью выявление семантических особенностей английского слова ‘struggle’. Основываясь на диахронном подходе к языку, авторы рассматривают семантическое изменение слова ‘struggle’ на определенных отрезках исторического времени. Проводится этимологический анализ лексической единицы ‘struggle’, описывается ее словообразовательная структура, обнаруживаются закономерные изменения слова на фонетическом, лексическом, семантическом уровнях. Внимание исследователей акцентируется на проблеме лексической многозначности языковой единицы ‘struggle’. Полисемия обнаруживается также при анализе ее внутренней смысловой структуры, выявляющем сигнификативное, структурное, эмотивное, а также денотативное значения исследуемого слова. Ключевые слова: диахронный лингвистический анализ; буквальный смысл слова; план выражения (десигнатор); план содержания (десигнат); денотат; сигнификат. Одним из динамически развивающихся направлений в области описания семантики слова является историческая лексикология, которая акцентирует внимание на проблеме изменения слова в процессе исторического развития. Предметом исторической лексикологии может выступать как слово, так и вся лексическая система. Историческая лексикология рассматривает отдельные аспекты лексической семантики, прослеживает семантические изменения одной лексической единицы или целой группы слов. Как считает Н.А. Ашихманова, «комплекс проблем, возникающих при изучении семантического содержания слова, механизмов производства и восприятия слова, концентрируется в проблеме значения слова» [Ашихманова 2008: 24–25]. Следует отметить, что исследование, определяющее семантическое содержание слова, носит, как правило, общенаучный характер. «Значение непременно присутствует в любой системе, усваивающей и перерабатывающей для своих нужд информацию о внешнем мире и самой себе» [Никитин 2007: 7]. Актуализация вопроса семантических изменений слова выводит нас на новый, междисциплинарный уровень научного исследования, поскольку исследование семантического содержания языковой единицы невозможно без знания философии, семиотики, логики, психологии, социологии, антропологии, этнографии. Целью данной научной работы является изучение семантики слова ‘struggle’ в рамках историко-лексикологического исследования. Для достижения поставленной цели предполагается выполнить ряд задач: 1. Определение этимона слова ‘struggle’. 2. Обнаружение закономерных изменений слова на фонетическом, лексическом, семантическом уровнях, связанных с эволюцией английского языка. 3. Анализ словообразовательной структуры слова в английском языке. © Мишланова С.Л., Катлишина Т.С., 2015 53