home

Образы помещиков-англоманов в русской литературе XIX века

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Вып. 2(30)

УДК 821.161.1 «18»

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ-АНГЛОМАНОВ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
Марина Владимировна Цветкова
д. филол. н., профессор кафедры прикладной лингвистики
и межкультурной коммуникации
НИУ Высшая Школа Экономики – Нижний Новгород
603155, Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12. mtsvetkova@hse.ru

Статья посвящена исследованию изображения помещиков-англоманов в русской литературе
XIX в. Материалом для анализа стали произведения А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и
И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети», в которых прослеживаются основные тенденции в изображении помещиков-англоманов в русской литературе названного периода. Увлечение английским образом жизни, способом ведения хозяйства, системой образования и воспитания неизменно преподносится в комическом ключе как глубоко чуждое русскому духу. Англомания в произведениях обоих авторов представлена как явление поверхностное, не затрагивающее глубоко ни душу, ни
сознание героев. Обнаруженные и описанные тенденции проецируются в то же время и на отношение
к Англии и англичанам в русском обществе ХIX в.
Ключевые слова: образы помещиков-англоманов; имагология; русская литература XIX в.;
А.С. Пушкин; «Барышня-крестьянка»; И.С. Тургенев; «Дворянское гнездо»; «Отцы и дети».
Изучение образов «своего» и «чужого» − одна
из самых популярных тенденций современного
литературоведения, лингвистики, культурологии,
истории. О ее актуальности свидетельствует появление специального направления гуманитарного знания, получившего название «имагология», которое занимается вопросами формирования образа «чужого», «другого» в литературе,
культуре и общественном сознании разных
народов [Ощепков 2010: 251]. В отечественном
литературоведении имагология сегодня заняла
свою нишу в рамках компаративистики, что подтверждается, в частности, появлением фундаментального
труда
О.Ю. Полякова
и
О.А. Поляковой
«Имагология:
теоретикометодологические основы» [Поляков, Полякова
2013].
В нашей стране начало изучению образа России и русских в английской литературе было положено одним из крупнейших российских англистов прошлого века Н.П. Михальской [Михальская 1995]. В XXI в. исследования подобной тематики, выполненные как литературоведами, так
и историками, появлялись с завидной регулярностью.
Достаточно
упомянуть
работы
Е.Ю. Артемовой
[Артемова
2000],

С.А. Данилина
[Данилин
2006],
Л.Ф. Хабибуллиной [Хабибуллина 2010] и др.
Нельзя не отметить и труды, построенные на
«обратной перспективе», в которых в центре
внимания оказывался образ других культур в
русской литературе; так, Н.В. Буткова [Буткова
2001] обращалась к образу Германии и немцев в
творчестве
Тургенева
и
Достоевского,
В.А. Хорев [Хорев 2005] – к образу Польши и
поляков в русской литературе. Однако эволюция
образа англичанина, как и процесс формирования отношения ко всему английскому, в русской
литературе остаются до настоящего времени почти не изученными. Вместе с тем подобное исследование могло бы пролить дополнительный
свет на современное состояние русскобританских отношений, позволив осознать их
корни, поскольку национальная литература является отражением картины мира народа и тончайшим инструментом для выявления происходящих в ней изменений. Таким образом, предлагаемый в статье анализ образов помещиковангломанов в русской литературе обладает и новизной, и практической ценностью.
XIX в. был выбран для изучения не случайно:
историки культуры отмечают, что с конца XVIII

© Цветкова М.В., 2015

106