home

Рекламный текст в пространстве культуры и межкультурной коммуникации

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015
РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ
Вып. 2(30)
УДК [811.161.1+811.58]:629.33

РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Нин Вань
ассистент кафедры теоретического и прикладного языкознания
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Пермь, ул. Букирева, 15. wanning2004@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению некоторых теоретических аспектов рекламной коммуникации как одного из видов межкультурного взаимодействия. Утверждается, что реклама – это особый
вид гуманитарно-экономической деятельности, вбирающей в себя черты национальноспецифического и общемирового (глобального) свойств, которые неизбежно реализуются в языковой
ткани текста. Практическая часть исследования выполнена на материале рекламных текстов автомобильной тематики, функционирующих в русском и китайском рекламном медиадискурсе. Специальным объектом анализа являются слоганы как центральные и самые яркие компоненты содержания
этих текстов. Приводятся результаты социолингвистического исследования, направленного на выявление зон культурного совпадения и культурного несовпадения в восприятии и понимании текстов
автомобильной рекламы. Определяются ценностные предпочтения и вкусовые ориентиры по отношению к автомобилю, предопределённые этническими причинами – условиями жизни, географией,
культурными традициями, особенностями быта русского и китайского народов. Сходства и различия
в отношении к автомобилю, обнаруженные в русской и китайской картинах мира, систематизируются
по степени значимости и в гендерном аспекте. В заключение делается вывод о том, что восприятие
рекламного сообщения, с одной стороны, непосредственно вплетено в культуру народа и его картину
мира, а с другой – связано с общемировым рекламным дискурсом, с правилами и тенденциями информирования о том или ином продукте, поэтому рекламный текст занимает сегодня одно из существенных мест в глобальном медиапространстве и представляет собой один из способов межкультурного взаимодействия.
Ключевые слова: картина мира; межкультурная коммуникация; рекламный дискурс; медиакоммуникация; рекламный текст; рекламный слоган; ценностные ориентиры; гендерные предпочтения.
Интенсивное развитие рыночных отношений
в экономике и жесткая конкурентная борьба
производителей за своего потребителя сформировали в индустриальном, а затем и постиндустриальном обществе особый вид деятельности
человека – рекламный. Уникальный характер
рекламной деятельности заключается не только в
том, что она является неотъемлемой частью экономической жизни современного общества, но и
в том, что она стала одним из важнейших элементов культуры. Появившись в конце XIX–
начале XX в., реклама не просто отражала артефакты того или иного социума, но и во многом
формировала идеалы, вкусы, стиль жизни людей,
особенности их общения, определяя тем самым
перспективы развития отдельных сторон жизни

общества, а следовательно, в какой-то степени и
особенности его современной культуры и коммуникации.
Исследователи рекламы отмечают её особую
роль в процессах экономического, политического, культурного взаимодействия разных стран и
народов, а значит – в динамике межкультурных
связей постиндустриального общества [Измайлова 2011; Симонова 2010 и др.]. По верному
замечанию В.В. Учёновой, реклама «заняла
прочное место в глобальных иформационных
процессах – и каждый новый шаг в утверждении
идущей на смену предшествующим информационной цивилизации с неизбежностью приводит также и к экспансии рекламных текстов»
[Учёнова 2012: 23; выделено автором. – В.Н.].

© Вань Нин, 2015

69