ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕ ТА –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ 2015 Вып. 1(29) УДК 81’37:165 СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ Виктория Вадимовна Доброва к. психол. н., доцент, зав.кафедрой иностранных языков Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244. victоria_dоb@mail.ru В статье рассматриваются эпистемические события с точки зрения их семантического представления в русле лингвокогнитивного подхода. Предлагаются основные концепты эпистемических событий и их операторы на формализованном семантическом метаязыке SESAME, общая ролевая структура данного вида событий, а также фрейм-описания таких видов эпистемических событий, как «передача информации» и «удивление». Приводятся лексические средства выражения данного вида событий и соответствующие примеры из литературных источников на материале английского языка. Представлено системное описание структуры и семантики эпистемических событий в английском языке. Ключевые слова: семантика; фрейм; эпистемические события; семантический метаязык. Проблема соотношения знaчения языковых единиц и обознaчaемых ими фpaгментов дейcтвительноcти уже в течение многих лет пpивлекaет внимaние лингвиcтов [Апресян 1966; Богданов 1977; Вежбицка 1999; Горелов 2003; Мельчук 1974; Минский 1978; Никитин 1983; Савицкий 2008; Филлмор 1988; Шенк 1985], но ее вpяд ли можно cчитaть до концa pешенной. Неcомненно, знaчимые единицы языкa cоотноcятcя c окpужaющим миpом [Доброва 2014], однaко вопpоc о том, кaкaя инфоpмaция о нем фоpмиpует знaчение знaкa, до cих поp являетcя спорным. Принято считать, что исходной категорией когнитивной лингвистики является понятие «положение дел», представляющее собой широкое аксиоматическое понятие, которое трактуется в лингвистических трудах как «то, что может иметь место в каком-либо мире» [Селиверстова 1982: 8]. Элементарные положения дел при этом подразделяются на события и несобытия. Физические события протекают в физическом пространстве, когнитивные события – в «когнитивном пространстве», т.е. в личностном мире [Савицкий 1993: 23]. Важнейшую группу, с точки зрения анализа практических рассуждений А. Т. Ишмуратова [Ишмуратов 1987], образуют эпистемические события. Эпистемические события можно определить как когнитивные состояния, которые представляют собой владение информацией о © Доброва В.В., 2015 тех или иных положениях дел, причем степень достоверности информации может варьироваться. Эпистемические события могут быть описаны следующими выражениями на предложенном нами формализованном семантическом метаязыке SESAME: 1) Предикат ЗНАЕТ означает, что полагание или убеждение субъекта соответствует действительности: х ЗНАЕТ (А) = (х ПОЛАГАЕТ А) И (А), где х – субъект, А – сведения о некоем положении дел. Понятие «знать» давно обсуждается в трудах лингвистов и философов. Рассмотрев несовпадающие точки зрения по этому вопросу, приведем наше понимание этого понятия. По нашему мнению, понятие «знать» не полностью совпадает с понятием «располагать абсолютно истинными сведениями», быть достоверным. Как представляется, «знать» означает располагать сведениями из источника, который в данном обществе, в данной культуре признан совершенно надежным. В европейских культурах к числу таких источников относятся: данные собственного опыта (человек сам слышал, видел, был свидетелем какого-то события), полученные в нормальном состоянии сознания; результаты дедуктивных умозаключений (доказательства математической теоремы и т.п); сведения, добытые из авторитетных текстовых источников (энциклопедий, учебников и т.п. в тех случаях, когда они 18