ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 1(29) УДК 821(7):7.046.1 АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ, РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫЕ ОБРАЗАМИ АРТУРИАНЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ США НАЧАЛА XX ВЕКА И ЛИТЕРАТУРЕ БОЙСКАУТОВ Анастасия Андреевна Шарапкова аспирант кафедры английского языкознания филологического факультета Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 119991, Ленинские горы, д. 1, стр. 51. warapkova@mail.ru В статье рассматривается вопрос о преобразовании культурных ценностей и их вербализации в процессе использовании известного мифа о короле Артуре и его рыцарях. При переносе образов артурианы на американскую почву наблюдается несколько видов отношения к ним – от иронического неприятия до преобразования в рамках уже сложившейся идеологии и ценностей общества. Особенно заметной становится трансформация ценностей в начале XX в. в воспитательной парадигме США. Часть изначальных характеристик выносится на первый план, часть – затемняется и нивелируется, что становится очевидным при анализе текстов для бойскаутов. Несмотря на истоки мифа и сохранение его основных черт, в новом социокультурном контексте он получает совершенно иное звучание и оценку; черты, отличающиеся от британских, выносятся на первый план и в полной мере соответствуют целям и идеалам американской нации. Ключевые слова: артуриана; миф; воспитательная парадигма; американская литература; американские ценности; бойскауты; лингвистическое изучение; социокультурный контекст. A society can neither create itself nor recreate itself without at the same time creating the ideal. Emile Durkheim [Durkheim 2008: 317] На пороге XX столетия – переломном этапе развития любого государства и любого лингвокультурного сообщества – новые вызовы времени и, в частности, завершение этапа формирования американской нации потребовали переоценки ее самоидентичности. Одним из ее главных приоритетов становится объединение англосаксонской расы, включающей американцев и представителей северных европейских государств. Американская нация, по мнению сенатора Орвиля Платта (1893), становится «наиболее продвинутой и влиятельной нацией на земле». В будущем взоры последующих поколений должны быть обращены за моря, а их «правом и обязанностью становится» не освоение безбрежных территорий запада, а знакомство жителей Африки, Азии и Северной Америки с западной цивилизацией [O’Callaghan 2004: 84]. Вследствие этого в «условиях полиэтнического образования в качестве основного этноинтегрирующего при© Шарапкова А.А., 2015 знака выступает не культура, а идеология», которая, только пройдя путь преобразований, становится частью национальной культуры США [Ма 2001: 36]. Согласно новым идеям и ценностям воспитание нового человека должно быть сознательным, выверенным и отвечать духу времени. Эта концепция и ложится в основу новой дидактической парадигмы американской системы образования и воспитания, которую невозможно рассматривать вне связи с особенностями истории, экономического развития Англии и Америки и их социально-культурного наследия. Поскольку в конце XIX столетия Америка завоевала право называться одной из передовых индустриальных держав, потребовала корректировки и ее воспитательная система. При этом «на первый план выдвинулась задача разработки новых философско-педагогических теорий», передающих идеалы в первую очередь американского общества [Шершнева 2004: 4]. Американские философы прекрасно осознавали, что основные идеи-конструкты должны пронизывать структуру общества на всех уровнях: от детского воспитания и школьной образо- 108