primary logosecondary logo

Американские ценности, репрезентируемые образами артурианы в воспитательной парадигме США начала ХХ века и литературе бойскаутов

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Вып. 1(29)

УДК 821(7):7.046.1

АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ, РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫЕ
ОБРАЗАМИ АРТУРИАНЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ПАРАДИГМЕ США НАЧАЛА XX ВЕКА
И ЛИТЕРАТУРЕ БОЙСКАУТОВ
Анастасия Андреевна Шарапкова
аспирант кафедры английского языкознания филологического факультета
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
119991, Ленинские горы, д. 1, стр. 51. warapkova@mail.ru
В статье рассматривается вопрос о преобразовании культурных ценностей и их вербализации
в процессе использовании известного мифа о короле Артуре и его рыцарях. При переносе образов
артурианы на американскую почву наблюдается несколько видов отношения к ним – от иронического
неприятия до преобразования в рамках уже сложившейся идеологии и ценностей общества. Особенно
заметной становится трансформация ценностей в начале XX в. в воспитательной парадигме США.
Часть изначальных характеристик выносится на первый план, часть – затемняется и нивелируется,
что становится очевидным при анализе текстов для бойскаутов. Несмотря на истоки мифа и сохранение его основных черт, в новом социокультурном контексте он получает совершенно иное звучание и
оценку; черты, отличающиеся от британских, выносятся на первый план и в полной мере соответствуют целям и идеалам американской нации.
Ключевые слова: артуриана; миф; воспитательная парадигма; американская литература;
американские ценности; бойскауты; лингвистическое изучение; социокультурный контекст.
A society can neither create itself nor recreate itself
without at the same time creating the ideal.
Emile Durkheim [Durkheim 2008: 317]

На пороге XX столетия – переломном этапе
развития любого государства и любого лингвокультурного сообщества – новые вызовы времени и, в частности, завершение этапа формирования американской нации потребовали переоценки ее самоидентичности. Одним из ее главных
приоритетов становится объединение англосаксонской расы, включающей американцев и представителей северных европейских государств.
Американская нация, по мнению сенатора Орвиля Платта (1893), становится «наиболее продвинутой и влиятельной нацией на земле». В будущем взоры последующих поколений должны
быть обращены за моря, а их «правом и обязанностью становится» не освоение безбрежных
территорий запада, а знакомство жителей Африки, Азии и Северной Америки с западной цивилизацией [O’Callaghan 2004: 84]. Вследствие этого в «условиях полиэтнического образования в
качестве основного этноинтегрирующего при© Шарапкова А.А., 2015

знака выступает не культура, а идеология», которая, только пройдя путь преобразований, становится частью национальной культуры США [Ма
2001: 36]. Согласно новым идеям и ценностям
воспитание нового человека должно быть сознательным, выверенным и отвечать духу времени.
Эта концепция и ложится в основу новой дидактической парадигмы американской системы образования и воспитания, которую невозможно
рассматривать вне связи с особенностями истории, экономического развития Англии и Америки и их социально-культурного наследия.
Поскольку в конце XIX столетия Америка завоевала право называться одной из передовых
индустриальных держав, потребовала корректировки и ее воспитательная система. При этом «на
первый план выдвинулась задача разработки новых философско-педагогических теорий», передающих идеалы в первую очередь американского
общества [Шершнева 2004: 4].
Американские философы прекрасно осознавали, что основные идеи-конструкты должны
пронизывать структуру общества на всех уровнях: от детского воспитания и школьной образо-

108