Шарапкова А.А. АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ, РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫЕ ОБРАЗАМИ АРТУРИАНЫ… people from opposing the government, especially by using force), punished (to make someone suffer because they have done something wrong or broken the law), enforced (to make people obey a rule or law). Таким образом, подспудно подразумевается, что и от современного рыцаря требуется активное наведение справедливого порядка. Эта мысль, выраженная в тексте, предназначенном для детей, отражает американскую национальную идею о некой мессианской роли американского народа в мире. Как отмечали многие исследователи по истории и культуре Америки, «мессианская роль в истории США была выражена еще в Мейфлауэрском соглашении, подписанном в 1620 г. на борту знаменитого корабля 3 «Мэйфлауэр»» [Балтачева 2013] . Именно поэтому «концепция мессианства является ключевой для понимания американской истории и американского национального менталитета как совокупности духовных установок всех членов общества» [Ма 2001: 87]. Не менее важен и тот факт, что у А. Теннисона, оказавшего большое влияние на восприятие образа Артура в Новом Свете, роль рыцарей расширяется от защитников государства до борцов за свободу мирового масштаба, что импонировало имперскому самосознанию сначала Британии, а затем и Америки. Далеко не в одном контексте «Королевских идиллий» А. Теннисон говорит о мировой функции рыцарства. Его король Артур видит весь мир как на ладони и представляется фигурой мирового масштаба. Теперь именно эта идея воспринята американцами как созвучная идеям мессианства, происходящего из религиозных настроений первых поселенцев. Единственным моментом, выбивающимся из общей картины того, чем занимались рыцари, является, по мнению авторов книги, очищение лесов от диких животных (“cleared the forests of wild animals”), чем рыцари исторически никогда не занимались. Очевидно, что это сделано для большей ассимиляции «своих» первопроходцев, осваивавших фронтир и боровшихся с природой, с рыцарями того далекого прошлого. Далее, при сравнении первых поселенцев Америки с рыцарями, повторяется именно эта фраза. Таким образом, читатель приходит к мысли, что мировая история – это история развития рыцарских идеалов, протеста против угнетения и борьбы за свободу, венцом которой становится создание нового американского государства. Вследствие вышеизложенного, рыцари-бойскауты должны были отличаться определенным набором качеств и совершать сходные поступки для того, чтобы быть узнаваемыми в любую эпоху. Рыцарство описывается не только через действия посредством глаголов, но и с помощью таких прилагательных, как great, great-hearted, noble, которые входят в лексико-семантическое поле рыцарства и ранее встречались в пересказах. В то же время «лжерыцарство» подается посредством глаголов, описывающих неправедные действия. Король Артур не представлен в книге скаутов как отдельный образ, он лишь необходим для отсылки к образам рыцарства, обладающим общим положительных фоном, он служит именемключом, открывающим целый корпус артуровских текстов. Его имя, по словам С. И. Гарагули, в полной мере является «свернутым текстом» [Гарагуля 2009], упрощенным схематическим знанием, предвосхищая дальнейшее функционирование имени в индустриальном обществе, характеризующемся «производством культурных ценностей, нацеленных на массовое потребление и растиражированных средствами массовой информации» [Garagulya 2009: 25]. Роль Артура не подается даже в качестве ключевого основателя ордена Круглого Стола. “The order was founded” – использование пассивного залога показывает, что сам Артур уравнивается с другими рыцарями как равноправный член группы: “among these great men were Arthur…”, где само построение предложения выводит в фокус номинативную конструкцию “these great men” как целое, и только потом появляется упоминание короля Артура и других рыцарей. Создание рыцарского ордена оказывается результатом действий не только Артура, но и короля Альфреда. Единственная конструкция в активном залоге, упоминающая короля Артура, составлена с глаголом gathered, т.е. собрал вокруг себя, как происходило в группах У. Форбаша или самих бойскаутов. “Here it was that King Arthur gathered about him men…”. Причиной возникновения рыцарства становится естественная реакция на неправедные действия других, но не активная сила Артура, создателя ордена рыцарей. Иерархическая структура государства с монархом во главе преобразуется в орден людей, объединенных общими целями. На первый план выходят не моральные качества самих рыцарей, не их духовный путь, не благородство или конкретные дела. Само построение текста ведет к тому, что проис4 ходит дефокусирование на целях рыцарства и фокусирование на идее борьбы против непра- 112