home

Динамика оценки в современном художественном нарративе (на материале рассказа Ч. Бакстера (Ch. Baxter) "Двоюродные братья" ("The cousins"))

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

2015

Вып. 1(29)

УДК 811.111–26

ДИНАМИКА ОЦЕНКИ В СОВРЕМЕННОМ
ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАРРАТИВЕ
(на материале рассказа Ч. Бакстера (Ch. Baxter)
«Двоюродные братья» (“The Cousins”))
Лариса Николаевна Случевская
ст. преподаватель кафедры английского языка и методики его преподавания
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
241036, Брянск, ул. Бежицкая, 14. vls@land.ru

Статья посвящена исследованию оценочных трансформаций в структуре персонажей в современной американской прозе. Динамика оценки проявляется через инверсию ценностных стереотипов
и позволяет обнаружить актуальные для американского социума ценностные конфликты. Целостность смысла обеспечивается последовательным движением двух главных персонажей в сторону противоположных оценочных полюсов. Проведенный анализ позволяет говорить об ослабевающем положительном оценочном потенциале стереотипа «американская мечта» и формировании нового ценностного отношения. Таким образом, в художественном рассказе вскрывается проблемность базисной
ценностной модели. На материале короткого рассказа в статье обосновывается текстопорождающая
функция ценностных суждений.
Ключевые слова: смысл художественного текста; оценочный стереотип; оценочная инверсия;
американская мечта; ценностный конфликт.
Настоящая статья посвящена исследованию
оценочного элемента в структуре персонажа в
современном американском художественном рассказе. Этот элемент не остается стабильным, а
подвергается трансформации, что позволяет говорить о динамике оценки в современном художественном нарративе. Оценочная инверсия,
смена оценочных полюсов, трансформации оценочных стереотипов выполняют смыслообразующую функцию и обеспечивают целостность
смысла в художественном тексте.
В своих размышлениях о словесном художественном творчестве М. М. Бахтин особо подчеркивал смыслообразующую роль хронотопа:
«...всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов» [Бахтин
1975б: 406]. При этом он указывал, что хронотоп
в произведении всегда включает «ценностный
момент». М. М. Бахтин не мыслил его как нечто
отдельное от хронотопа, подчеркивал целостность художественного текста, говоря, что только
абстрактное мышление может мыслить время и
пространство в их раздельности и отвлекаться от
их эмоционально-ценностного момента [там же].
Художественное произведение не может быть ни
создано, ни воспринято без активного ценност© Случевская Л.Н., 2015

ного отношения автора и читателя к содержанию.
Порождающая активность автора становится
«активностью выраженной оценки» [Бахтин
1975а: 65]. Единство эстетической формы обеспечивается единством активной ценностной позиции автора-творца, без чего искусства просто
вообще быть не может, так как оно «создает новую форму как новое ценностное отношение к
тому, что уже стало действительностью для познания и поступка» [там же: 30–31].
Рассматривая позиции автора и героя в эстетической деятельности, М. М. Бахтин говорит об
архитектонической функции ценностного центра
человека в художественном целом. Художественное целое осмысливается в двух ценностных
контекстах: в контексте героя и контексте автора,
которые взаимопроникают, борются между собой, рождая смысловое целое героя «в эмоционально-ценностно весомом времени жизни»
[Бахтин 2000: 133]. Таким образом, ценностная
установка автора является организующим началом в художественном произведении и обеспечивает его пространственно-временное смысловое
единство. Эта мысль согласуется с философским
видением ученого, утверждавшего, что «ценностная установка сознания имеет место не толь-

83