Турышева О.Н. ХРИСТОПОДОБНЫЙ ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА: К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ДИАЛОГА С Ф.М.ДОСТОЕВСКИМ Причем здесь жертва, во-первых, оказывается в окровавленном платье выходит на порог ее до5 сопряжена с вынужденным убийством: теряю- ма . щая зрение Сельма убивает своего друга, похиС одной стороны, включение этого танца в тившего ее сбережения, предназначенные для ткань страшного повествования позволяет предоперации сына. А во-вторых, она находит свое положить, что Сельма погружается в те иллюзии, выражение в отказе героини от возможного спа- которые она так лелеет в своей любви к мюсения – опять же во имя здоровья сына: не желая зиклам. Ее привлекает утопичность их сюжетов его травмировать, она принимает решение при- и обязательность благополучной развязки. Нечто нять казнь, но скрыть подлинную причину свое- подобное она и конструирует в своем воображего преступления. нии после убийства Билла, фантазийным спосо«Танцующая в темноте», как и первые филь- бом как будто бы отменяя совершенное. мы трилогии, имеет мощный социальный подОднако более достоверным нам представляет текст, в данном случае подразумевающий разно- иное прочтение этой сцены: Сельма, воображая аспектную критику американской действитель- воскресшего Билла, не отменяет произошедшего, ности, но мы – в контексте предзаданной темы – а наполняет его подлинным смыслом, проговаостановимся на специфике изображения христо- ривает (пропевает) его истинное содержание. По подобного человека. При всей смысловой оче- словам самого фон Триера, Сельма наделена хувидности решения темы «мать и дитя» (мать от- дожническим даром «творить искусство» из садает себя за дитя), фильм имеет свою загадку, мого простого материала повседневности, даром связанную с характером взаимоотношений рождать музыку, населяя жизнь гармоническим Сельмы с полицейским Биллом и характером содержанием, изначально присущим ей, но друизображения сцены его убийства. Эта сцена по- гим людям не внятным [Триер 2008: 291]. Этот дана в фильме как благодеяние и жертва со сто- дар Сельмы фон Триер явно сопоставляет с дароны убийцы по отношению к убитому. ром Бесс слышать Бога. Поэтому в сцене музыОбанкротившийся Билл похищает деньги кального «оживления» Билла Сельма не бежит в Сельмы в надежде выполнить свои обязательства иллюзию от страшного события, а проясняет его перед женой, обеспечив ей жизнь, достойную ее подлинную суть. Так убийство проявляет свою красоты, притязаний и представлений о браке. милосердную сердцевину: двое соединились в При этом кража выглядит как провокация. Ви- акте убийства, как соединяются друг с другом димо, он понимает неосуществимость задуман- любящие и понимающие трагедию друг друга ного: деньги заработаны Сельмой непосильным люди. Недаром в посмертном танце Билла так жертвенным трудом, и его брак они вряд ли спа- много нежной благодарности Сельме – за то, что сут. Поэтому в кульминационный момент он она позволила ему взвалить на свои плечи тот фактически вкладывает Сельме в руки револь- груз, с которым он сам справиться не смог. Савер, требуя убить его («Умоляю тебя, сжалься мой же Сельме эта ноша оказывается по плечу: надо мной», «Убей, иначе я не отдам тебе день- секрет, поверенный ей Биллом (о том, что он ги»). В рыданиях Сельма принимает мольбу сво- банкрот), она не выдает даже во время следствия, его друга и выпускает в него более тридцати позволяя суду присвоить своему преступлению пуль, завершая дело раздроблением его головы. абсурдный и неумолимо обрекающий ее на Невыносимая в парадоксальном сочетании чудо- смертную казнь смысл. Фактически она берет на вищности убийства и его сочувственного смысла себя его вину, искупая ее собственной смертью. сцена не менее парадоксально разрешается объя«Согласие на казнь» имеет и еще один, притиями, которыми в почти любовном, исполнен- чем первостепенный смысл: это не только исном мягкой нежности танце обмениваются убий- купление вины Билла, но и искупление соб6 ца и убитый. Прикосновением ко лбу Билла ственной вины перед сыном . Зная о неотвратиСельма заставляет его встать и параллельно тан- мости наследственной болезни, Сельма все-таки цу пропеть с ней песню, в которой герои уверяют принимает решение о его появлении на свет, так друг друга в прощении, сожалеют о произошед- как ей, объясняет она, «очень хотелось подершем и соглашаются в том, что «они все сделали жать на руках малыша». За это желание ее сын правильно». Билл при этом настаивает на том, должен заплатить неминуемой утратой зрения. чтобы Сельма торопилась, ведь при том, что он Принимая свою вину, Сельма доводит дело спавызвал полицию, он желает Сельме избежать сения своего сына до конца, оплачивая его своей преследования. О скорейшем появлении поли- жизнью. Фон Триер здесь по существу повторяет цейской машины предупреждает Сельму и его ситуацию Бесс: обе героини до дна испивают жена, троекратно заключая ее в объятия, когда та чашу мучений и сознательно принимают смерть во имя спасения того, в несчастье которого они 149