Турышева О.Н. ХРИСТОПОДОБНЫЙ ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА: К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ДИАЛОГА С Ф.М.ДОСТОЕВСКИМ себя винят. Но спасение Билла не имеет этого насилие, чудовищное унижение, подлое испольподтекста: оно совершено из соображений чи- зование ее бедственного положения и беззащитстого милосердия, мотив вины здесь отсутствует. ного тела. Но даже будучи посаженной на цепь и Таким образом, в образах всех героинь «Золо- принужденной удовлетворять сексуальные потого сердца» Ларс фон Триер сочетает преступ- требности мужчин Догвиля, Грейс, подобно сканость со святостью. Более того, преступление и зочной героине «Золотого сердца», готова просовершается героиней во всех случаях исходя из шептать «Мне и так хорошо» – в силу того, что милосердия и сочувствия, при этом умноженного мыслит долготерпение в рамках христианской на переживание своей вины. Для Бесс виной этики: как доблесть всепрощения и смирения. обернулась безмерность ее любви к мужу, разъ- Однако в финале из «безопасного создания», соединения с которым она оказалась не способна гласного на бесконечное жертвование собой, она принять, для Карен – малодушная неспособность превращается в палача, благославляющего униразделить со своей семьей скорбь утраты ребен- чтожение всего города, вплоть до грудного река, для Сельмы – желание «подержать на руках бенка, сама участвуя в нем и собственноручно малыша», несмотря на испытания, которыми для расстреливая предавшего ее Тома. него обернется ее желание. Причем в ее образе Критика в объяснении парадоксального преособенно явственна связь чувства собственной ображения Грейс в финале фильма часто прибевины и милосердия к другому: убийство поли- гает к ряду христианских аллюзий. Первостепенцейского не входит для Сельмы в состав ее пре- ной из них является аллюзия на мотив Благодати. ступления, наоборот, сочувствуя тому, как он Этимология имени героини (Грейс в пер. с англ. мучается своей виной перед женой, она прини- «милость») позволяет в этом случае трактовать мает его требование сжалиться над ним. С этой ее появление в Догвиле в качестве события нисточки зрения, Сельма ближе всех других героинь хождения милости Божией или даже пришествия 7 к идеалу «положительно прекрасного человека», Христа , ведь жертва Иисуса в христианстве и как его мыслит фон Триер (вслед, предположим, трактуется как проявление любви Бога к человеДостоевскому): под гнетом собственной вины ку. В этом плане сюжет фильма оказывается отона взваливает на себя вину другого и вину за кровенно экспериментальным, испытательным: другого. фон Триер наглядно показывает, до каких не Искупая вину, каждая героиня приносит на подлежащих никакому прощению низостей моалтарь свою жизнь – как в прямом смысле (Бесс жет дойти человеческая природа в стремлении и Сельма), так и в переносном (Карен, которая в присвоить и использовать дар доброты и милопотребности утоления вины бесповоротно раз- сердия. рушает саму возможность жить в своей семье). В согласии с этой интерпретацией пишущие о Связь со сказкой о золотом сердце во всех случа- «Догвиле» часто вспоминают ветхозаветный ях все-таки опосредованная: она определяется не сюжет Содома и Гоморры, испепеленных Божехарактером сюжетного действия, а характером ственным гневом. В контексте этой аллюзии героини, способной к абсолютной самоотдаче, фильм рассматривается как притча о неизбежнонаходящей свое выражение в поступках, имею- сти воздаяния. Как пишет Антон Долин, если в щих для нее глубоко трагические следствия. «Золотом сердце» доказывается, что добро будет Очевидно, что фильм «Догвиль», открываю- вознаграждено, то в «Догвиле» – что зло будет щий следующую, оставшуюся незавершенной наказано [Долин, Триер 2007: 205]. трилогию, хорошо «помнит» сам сюжет сказки Притчеобразный характер сценария и фильма, «Золотое сердце», но принципиально меняет ее связанный с идеями испытания и наказания финал. Героиня фильма Грейс, подобно персо- свыше, очевиден, однако их первостепенное акнажу датской сказки, отдает жителям согласив- центирование не позволяет проникнуть в причишегося ее приютить Догвиля все, что может от- ны парадоксального преображения Грейс, смедать: бесплодный писатель Том получает от нее нившей в финале свою точку зрения с евангельвдохновение и право использовать ее «ради при- ской (милосердствовать) на ветхозаветную (камера», который позволил бы ему доказать свою рать). правоту жителям города; слепому она дарит зреСам фон Триер склонен объяснять финальный ние, становясь его глазами; блуднику – оправда- поступок Грейс местью не выдержавшей надруние; единственной в городе девушке – отдых от гательств женщины [там же: 310]. При этом он мужских притязаний; больному – ласковый уход; признает, что ему самому трудно объяснить ее многодетной матери – воспитание ее детей; ее перевоплощение из жертвы в палача [там же: мужу – свои труды по возделыванию сада и т. д. 308]. Однако платой за ее самоотдачу становятся лишь 150