primary logosecondary logo

Африка на поэтической карте А. Ладинского

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Вып. 3(31)

УДК 821.161.1 (1-87) – 1

АФРИКА НА ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТЕ А. ЛАДИНСКОГО
Анна Альбертовна Арустамова
д.филол.н., профессор кафедры русской литературы
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Пермь, ул. Букирева, 15. aarustamova@gmail.com

Мария Юрьевна Расторгуева
магистрант
Высшая школа экономики
101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. mariia.rastorgueva@ya.ru

В статье рассматриваются способы создания геокультурного образа в творчестве поэта русского зарубежья А. Ладинского. Показывается, что структурообразующими являются приемы антитезы и оксюморона; поэт использует комплекс мотивов, ведущими среди которых оказываются мотивы
зноя и холода. Существенное место в создании образа Африки занимает интертекстуальность. Библейские аллюзии, реминисценции из арабских сказок обеспечивают многоуровневость рассматриваемого образа. Творчество Ладинского-поэта характеризуется также интересом к поэтике кинематографа.
Ключевые слова: литература русского зарубежья; Ладинский; геокультурный образ; Африка;
русская поэзия; интертекстуальность; антитеза; оксюморон.
Интерес к Африке имеет давнюю традицию в
русской литературе. Так, Вяч. Вс. Иванов считает, что африканская тема «была завещана русским писателям далеким прошлым православия»
[Иванов 2000: 287]. Э. Уде подтверждает эту
мысль обращением к «Повести временных лет»,
где встречается первое упоминание об Африке.
«Ко времени создания “Повести” славяне уже
знали о существовании этого континента, о некоторых странах, расположенных на нем» [Уде
2008: 65]. Однако всплеск такого интереса приходится на конец XIX–начало XX в. С одной
стороны, ему способствовали события на африканском континенте: англо-бурская война, вызвавшая значительный отклик в России [см.: Уде
2007]. С другой стороны, наступившая эпоха модерна актуализировала интерес к экзотическим
странам, путешествиям, расширению границ познания мира человеком. А.С. Полиевская указывает на появление значительного числа произведений, в которых представлен экзотический топос, в том числе и африканский [см.: Полиевская
2006]. Исследователь Л.Г. Панова констатирует,
что «за три десятилетия, c 1890-х по 1920-е гг.,

русскими поэтами было написано более двухсот
стихотворений и поэм на египетские темы» [Панова 2006]. При этом крупнейший вклад в распространение африканской темы в русской литературе и культуре того времени внес Н. Гумилев.
А. Ладинский, русский поэт-эмигрант первой
волны, начинает писать об Африке в 1930-е гг.
Интерес к черному континенту обусловлен обстоятельствами его судьбы. Прежде чем попасть
во Францию и поселиться в Париже, Ладинский
четыре года прожил в Каире. Поэт «в качестве
корреспондента газеты ездил в Тунис, Египет,
писал путевые очерки, публикуя их в газете, а то
и выпуская отдельным изданием» [Коростелев
2008: 9]. Впечатления от пребывания в Африке
нашли воплощение не только в прозе Ладинского, но и в его «африканских» стихах.
Следует подчеркнуть, что геокультурные образы в целом структурируют поэтическую карту
Ладинского. На эту карту нанесены Европа и
Африка, Америка и Азия, Север и Юг. Человек в
мире Ладинского – носитель номадического сознания (см. об этом подробнее: [Осипова 2014]),
а мир, который создает поэт, подвижен и неста-

© Арустамова А.А., Расторгуева М.Ю., 2015

68