home

Экфрасис произведений декоративно-прикладного искусства в романе А. С. Байетт "Детская книга"

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Вып. 3(31)

УДК 821.111

ЭКФРАСИС ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В РОМАНЕ А. С. БАЙЕТТ «ДЕТСКАЯ КНИГА»
Нина Станиславна Бочкарева
д. филол. н., профессор кафедры мировой литературы и культуры
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Пермь, ул. Букирева, 15. nsbochk@mail.ru

В статье исследуется экфрастический дискурс произведений декоративно-прикладного искусства в романе современной английской писательницы А.С.Байетт «Детская книга» (2009). Подчеркивается важность этого дискурса для «стиля модерн» и «серебряного века» европейской культуры, которому, в сущности, и посвящен роман. Подробно рассматриваются приемы и принципы создания
словесных образов реальных и вымышленных произведений декоративно-прикладного искусства
(церковной и бытовой утвари, изделий из металла и керамики, ювелирных украшений). Раскрываются их характерологические, сюжетно-композиционные и хронотопические функции в художественной системе романа.
Ключевые слова: интермедиальность; экфрасис; экфрастический дискурс; декоративноприкладное искусство; стиль модерн; серебряный век; Движение искусств и ремесел; английская литература; А.С. Байетт.
ВВЕДЕНИЕ
Роман современной английской писательницы
А.С. Байетт «Детская книга» (Children’s Book,
2009), как и первые книги ее тетралогии о семье
Поттер «Дева в саду» (The Virgin in the Garden,
1978) и «Натюрморт» (Still Life, 1986), начинаются сценой в музее [Бочкарева, Графова 2013,
2014]. На этот раз герои встречаются в Галерее
принца-консорта Южно-Кенсингтонского музея
(позже – Музей Виктории и Альберта) и рассматривают не живописные полотна, а произведения
декоративно-прикладного
искусства.
Предметы церковного и домашнего ритуала не
только составляют «часть живописного интерьера» (или «натюрморта» [Hicks 2009]), но и являются объектами эстетической и идеологической
рефлексии героев, поэтому обладают относительной самостоятельностью в художественном
мире романа.
Пластическая форма воссоздаваемых предметов позволяет буквально «обойти их вокруг» и
«представить ярко перед глазами» (цит. по:
[Webb 1999: 11]), а неоднократное появление в
романе выявляет их сюжетно-композиционные,
характерологические и хронотопические функ-

ции. Экфрасис произведений декоративноприкладного искусства не только воссоздает реальные и вымышленные изображения на поверхности предметов, будучи «вербальной репрезентацией визуальной репрезентации» [Heffernan
2004: 3], но и обнаруживает их символическое
значение.
Соединяя жанровые черты семейного и панорамного, психологического и исторического романа («Война и мир» Л.Н.Толстого и др.) с традициями романа о художнике и романа культуры
(«Трагическая муза» Г.Джеймса, «Доктор Фаустус» Т.Манна и др.), Байетт чутко откликается
на классическую (о шекспировских аллюзиях
см.: [Мазова 2014]) и современную англоязычную литературу («Искупление» И.Макьюэна,
«Падающие ангелы» Т.Шевалье и др.). Предпочитая эдвардианцам викторианцев [Bolonik
2009], она все же делает центром своей книги
«серебряный век» европейской культуры, получивший в российской науке название «стиль модерн» [Сарабьянов 1989: 7]. В хронотопе романа
старые и новые произведения искусства образуют причудливые узоры, в которые вплетаются
творения вымышленных художников – основных
героев «Детской книги».

© Бочкарева Н.С., 2015

105