ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 3(31) УДК 008.103 ФАНДОМЫ И ФАНФИКИ: КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НА ВИРТУАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ Елена Михайловна Четина канд. филол. н., доцент кафедры русской литературы Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева, 15. chetina@mail.ru Екатерина Александровна Клюйкова аспирант кафедры русской литературы Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева, 15. nesef91@gmail.com Статья посвящена анализу актуального феномена интернет-пространства – фандомов (сетевых сообществ) и фанфикшна (словесного творчества членов фандомов). На основе проведённого авторами статьи анкетирования выявлены мотивации ряда пользователей популярных блоговых платформ, социокультурные характеристики создателей и потребителей фанфикшна, рассмотрены тематическая и коммуникативная специфика фандомов. На материале фандомов, посвященных художественным произведениям и продукции массовой культуры, прослеживаются тенденции развития и трансформации сетевого творчества: от подражаний телевизионным сериалам и беллетристическим текстам – к читательским интерпретациям классического наследия. Ключевые слова: современная культура; массовая культура; интернет-сообщества; фандомы; фанфикшн; коммуникации; креативные практики. Современная массовая культура, благодаря повсеместному распространению Интернета, предоставляет возможность непрерывной коммуникации широкому кругу читателей и зрителей. Творческие объединения поклонников телесериалов, фильмов, книг, музыкальных групп в новых информационных условиях существенно расширили границы сферы деятельности. Современное общество, основанное на «духе информационализма» (М. Кастельс), предполагает свободное самоконструирование и функционирование интернет-сообществ. Виртуальные объединения, непрерывно воссоздаваемые в «пространстве потоков» сетевой культуры, стимулируют креативность коммуникаторов. В этой связи интерес представляет феномен фандомов – интернет-объединений читателей популярных книг и зрителей, сериалов, кинофильмов. Исследователи указывают, что в начале ХХ в. существовали досуговые сообщества, которые устраивали творческие встречи, публиковали и обсуждали собственные сочинения по мотивам известных произведений; к примеру, «Литературное общество Шерлока Холмса», участники которого, «в основном дамы, самостоятельно писали детективы о великом сыщике , издавая их в журнале общества» [Горалик 2003: 305]. В США в 1960-е гг. вокруг так называемых фэнзинов (от английского fan magazine – «фанатский журнал») формировались творческие группы – предшественники фандомов. Фэнзины были любительскими изданиями, публиковавшими тематические материалы, посвященные субкультурным сообществам или популярным произведениям (в основном, фильмам и телесериалам). Так, в этот период большой популярностью пользовались фэнзины, посвящённые культовому сериалу «Звёздный путь» («Star Track»). Первые российские фандомы появляются в 1990-е гг. и отражают рост популярности литературы фэнтези; позднее возникают фандомы японских анимационных фильмов (аниме) и видеоигр. «Фэнтезийные» фандомы до сих пор одни из самых многочисленных. Отчасти это связано с тем, что жанр фэнтези развивается в соответствии с запросами читательской аудитории и © Четина Е. М., Клюйкова Е. А., 2015 95