home

Фандомы и фанфики креативные практики на виртуальных платформах

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Вып. 3(31)

УДК 008.103

ФАНДОМЫ И ФАНФИКИ: КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НА
ВИРТУАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ
Елена Михайловна Четина
канд. филол. н., доцент кафедры русской литературы
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Пермь, ул. Букирева, 15. chetina@mail.ru

Екатерина Александровна Клюйкова
аспирант кафедры русской литературы
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Пермь, ул. Букирева, 15. nesef91@gmail.com

Статья посвящена анализу актуального феномена интернет-пространства – фандомов (сетевых сообществ) и фанфикшна (словесного творчества членов фандомов). На основе проведённого
авторами статьи анкетирования выявлены мотивации ряда пользователей популярных блоговых
платформ, социокультурные характеристики создателей и потребителей фанфикшна, рассмотрены
тематическая и коммуникативная специфика фандомов. На материале фандомов, посвященных художественным произведениям и продукции массовой культуры, прослеживаются тенденции развития
и трансформации сетевого творчества: от подражаний телевизионным сериалам и беллетристическим
текстам – к читательским интерпретациям классического наследия.
Ключевые слова: современная культура; массовая культура; интернет-сообщества; фандомы;
фанфикшн; коммуникации; креативные практики.
Современная массовая культура, благодаря
повсеместному распространению Интернета,
предоставляет возможность непрерывной коммуникации широкому кругу читателей и зрителей. Творческие объединения поклонников телесериалов, фильмов, книг, музыкальных групп в
новых информационных условиях существенно
расширили границы сферы деятельности. Современное общество, основанное на «духе информационализма» (М. Кастельс), предполагает
свободное самоконструирование и функционирование интернет-сообществ. Виртуальные объединения, непрерывно воссоздаваемые в «пространстве потоков» сетевой культуры, стимулируют креативность коммуникаторов.
В этой связи интерес представляет феномен
фандомов – интернет-объединений читателей
популярных книг и зрителей, сериалов, кинофильмов. Исследователи указывают, что в начале ХХ в. существовали досуговые сообщества,
которые устраивали творческие встречи, публиковали и обсуждали собственные сочинения по
мотивам известных произведений; к примеру,

«Литературное общество Шерлока Холмса»,
участники которого, «в основном дамы, самостоятельно писали детективы о великом сыщике
, издавая их в журнале общества» [Горалик
2003: 305]. В США в 1960-е гг. вокруг так называемых фэнзинов (от английского fan magazine –
«фанатский журнал») формировались творческие
группы – предшественники фандомов. Фэнзины
были любительскими изданиями, публиковавшими тематические материалы, посвященные
субкультурным сообществам или популярным
произведениям (в основном, фильмам и телесериалам). Так, в этот период большой популярностью пользовались фэнзины, посвящённые культовому сериалу «Звёздный путь» («Star Track»).
Первые российские фандомы появляются в
1990-е гг. и отражают рост популярности литературы фэнтези; позднее возникают фандомы
японских анимационных фильмов (аниме) и видеоигр. «Фэнтезийные» фандомы до сих пор одни из самых многочисленных. Отчасти это связано с тем, что жанр фэнтези развивается в соответствии с запросами читательской аудитории и

© Четина Е. М., Клюйкова Е. А., 2015

95