Четина Е. М., Клюйкова Е. А. ФАНДОМЫ И ФАНФИКИ: КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НА ВИРТУАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ проблематика произведений часто определяется ее приоритетами. М. П. Абашева и О. П. Криницына, рассматривая славянские фэнтези как разновидность жанра фэнтези, отмечают, что сам термин стихийно возникает в читательской среде в период девяностых и позже укореняется в критике и литературоведении. Авторы прослеживают взаимодействие славянских фэнтези и актуального российского идеологополитического дискурса о национальных корнях, величии и древности нации: «Жанр славянских фэнтези канализирует массовые ожидания, потребность массового читателя к позитивному самоопределению» [Абашева, Криницына 2010: 10]. Испытывая влияние дискурса национальной идентификации, жанр фэнтези сам воздействует на этот дискурс, становясь его частью. Таким образом, тексты популярных произведений отчасти формируют идеологемы и культурные ориентиры ряда общественных групп. В период девяностых появляется также молодежное субкультурное движение толкиенистов, последователи которого воспринимают совокупное творчество Толкиена как «известную единицу речевого общения, которую не только необходимо было понять, но и определить как реплику диалога, требующую ответа» [Гусарова 2009: 12]. Подобного рода коммуникации характерны как для реальных субкультурных объединений, так и для виртуальных сообществ. Основной формой активности в фандомах является создание фан-арта – творческого продукта, разработанного поклонниками по мотивам любимого произведения, который можно разделить на два вида: 1) визуальный фан-арт (рисунки, коллажи, видеоролики, мультфильмы); 2) фанфикшн (литературные произведения, написанные по мотивам исходного текста). Отдельный фанфикшн-текст (наиболее распространенный в Сети) называется фанфик. В настоящее время объектом фанфикшна становятся как популярные современные произведения, так и классические тексты (в основном входящие в школьную программу). Так, существуют фанфики на произведения А.С.Пушкина («Пока Автор не видит», «Закадровая поэма» и др.), Ф.М. Достоевского («В бреду ли ты был, Родя?», «Твари Дрожащие» и др.), Л.Н.Толстого («Графология», «Лысогорские страсти»), М.А. Булгакова («Бал Проклятых», «Не разлей масло»); популярны фанфики по мотивам рассказов А. Конан Дойля («Смерть в замке валькирий», «Тайна открытого окна» и т.д.). Исследователи видят в этом «хороший знак, опровергающий бытующее в учительско-преподавательских кругах мнение о том, что современные подростки не читают. Они не только читают классические произведения. Они их исследуют и творят по-новому. Не боясь стать соавтором тех, чьи портреты висят в школьном кабинете литературы» [Прокофьева 2012: 176]. На наш взгляд, подобного рода «соавторство» не следует рассматривать однозначно позитивно. Подавляющее большинство интернет-текстов представляет собой набор клишированных формул: фанфикер стремится корректировать систему персонажей и классические сюжетные коллизии в соответствии со стереотипами массовой культуры. Как правило, фандомы образуются на базе блоговых платформ (diary.ru, beon.ru, tumblr.com и др.); наиболее популярны в России, в Казахстане и Белоруссии diary.ru (@Дневники), LiveJournal и Liveinternet. На сайте diary.ru активно развивается фандомное движение: каждый год – с июля по октябрь – проводится мероприятие под названием «Фандомная битва», своего рода фестиваль фандомов. Каждый фандом в определённый срок представляет фестивальному сообществу свою творческую продукцию (в зависимости от задания конкретного тура). В 2013 г. на «Фандомной битве» было представлено 237 фандомов, связанных с фильмами, книгами, сериалами, музыкальными направлениями, классическими произведениями (фандомы «Евгения Онегина», «Преступления и наказания», кинофильма «Иван Грозный» и пр.). Результаты «Фандомной битвы» определяются голосованием в специальном сетевом сообществе («ФБ-голосование-2014»). Любой из пользователей блоговой платформы на каждом этапе конкурса может оставить свой список из 3–10 лучших, по его мнению, работ (по одной работе из разных команд), расположенных в порядке убывания оценки. В конце «Фандомной битвы» выявляется победитель. На наш взгляд, результаты конкурса не так важны для участников, как возможность выставить своё творчество для просмотра, работа в команде и общение с другими участниками. В последнее время наблюдается тенденция к максимальному расширению сферы фандомного творчества. Объектом креативных практик становятся не только отдельные произведения или явления культуры, но и исторические эпохи. Так, на «Фандомной битве-2013» был представлен фандом «СССР», корпус текстов которого выходит за рамки типичного фанфикшна: фанфики, написанные по мотивам популярных советских книг и фильмов, в основном детских («Королевство кривых зеркал» В.Г. Губарева), часто почти не связаны с первоисточниками. Большинство 96