Четина Е. М., Клюйкова Е. А. ФАНДОМЫ И ФАНФИКИ: КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НА ВИРТУАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ серии "Время сомнений" новосибирского фансериала»; «кофейный олень пересматривает геймановскую "Nightmare in Silver"» и т.д. Стоит отметить, что среди активных участников фандома «Доктор Кто» минимально количество школьников: большинство из посетителей имеют высшее образование или учатся в высших учебных заведениях. Этот факт позволил нам предположить, что респонденты дадут более развёрнутые интерпретационные ответы на вопросы анкеты. В задачи опроса входило определение основной аудитории фандомов (гендерный состав, образование, место жительства), отношения пользователей к фандомам и фанфикшну, выяснение влияния виртуальной жизни фандома на реальную жизнь участников. 6 Мы опросили 67 информантов . Гендерный состав опрошенных оказался практически однородным: абсолютное большинство составляют женщины. Пользователи существуют в Сети под псевдонимами, часто в ходе анализа интернетдневников можно определить пол по использованию форм мужского или женского рода в повествовании от первого лица. Однако нередки случаи демонстративного использования форм мужского рода женщинами: «А еще осознал вчера большую боль: я сейчас больше бечу (редактирую) чужие переводы, чем перевожу сам. Что грустно, потому что я получаю кайф от самого процесса перевода. Но я не читал ничего настолько потрясающего, что мне бы хотелось его перевести». На наш взгляд, в большинстве случаев подобная самопрезентация – своего рода роль для интернет-общения. Так, одна из опрошенных пояснила, что тексты пишет от имени мужчины, но это не свидетельствует о желании «переменить пол» в реальной жизни. Мужчины-фанаты, как правило, активно участвуют в креативных практиках, нередко являются фандомными художниками или авторами-фикрайтерами (артерами – от англ. art – искусство). В целом, их деятельность несколько отличается от женской: в дневниках визуальная составляющая сведена к минимуму, мужчины оставляют большее количество сообщений о своей реальной жизни, часто высказывают непосредственные впечатления: «Почтальон – это явно сугубо мужская работа. Появился у нас на почте некоторое время назад пареньоперационист. Красиво работает! Флегматичен, как удав, никаких нервов, методично, никакой торопливости, размеренно, по порядку, без суеты и лишних движений - щелк-щелк, и очередь кончилась. Красота и спокойствие». Рассмотрение интернет-сообществ в гендерном аспекте приводит нас к выводу о закономер- ности включения фандомов в систему виртуального женского мира. Наблюдается прямая связь между девичьими рукописными альбомами и сетевыми дневниками. Так, в альбомах часто помещают анкеты о книгах, фильмах, музыке, сериалах, которые предлагают заполнить всем желающим. Как правило, на вопросы о любимом фильме, персонаже, художнике, писателе и т.д. охотно отвечают и читатели рукописных альбомов, и посетители фандомов. Интернет-авторы нередко дают ссылки на тесты, в которых необходимо соотнести себя с популярным персонажем, например: «Кто ты из ”Гарри Поттера”?». Посетители блоговых платформ не только идентифицируют себя с определенными героями, но и стремятся воздействовать на сюжет любимых произведений, исходя из персонажных предпочтений. В ходе проведённого анализа нами были выделены три возрастные группы участников фандомов, каждую из которых отличают свои интересы в сфере медиакультуры. К первой группе относятся подростки от 12 до 17 лет. Как правило, в данной возрастной группе наиболее популярным жанром являются аниме (японские анимационные фильмы и сериалы). Пик популярности аниме приходится на более ранний возраст (12–14 лет), сообщества «младших» часто располагаются на таких блоговых платформах, как beon.ru и др. Подростки старшего возраста перемещаются на другие ресурсы, например, liveinternet.ru и diary.ru. Наиболее обсуждаемыми среди подростков от 12 до 17 лет аниме-сериалами являются «Реборн», «Хеталия», «Наруто» и др. Данные сериалы, как правило, 7 основаны на одноимённых мангах . Аниме-сериал «Хеталия» повествует о взаимоотношениях школьников, представляющих страны мира: Францию, Германию, Японию, Россию и другие, – сюжет моделирует мировую историю. Так, персонаж, символизирующий Россию, обладает стереотипными характеристиками: высокий здоровяк, любитель водки и балета. Его взаимоотношения с другими героями отчасти воспроизводят идеологизированные шаблоны: Россию боятся персонажи – страны Прибалтики, а Украина стремится обрести новых друзей в Евросоюзе. В сериале «Реборн» главным героем является школьник, готовящийся стать главой мафиозного клана. В «Наруто» интрига строится вокруг приключений борющегося за справедливость подростка, в котором с помощью магии «заперт» девятихвостый лис. В сюжетах аниме сочетаются элементы фэнтези и волшебной сказки. Героями аниме становятся активные личности в необыч- 99