Четина Е. М., Клюйкова Е. А. ФАНДОМЫ И ФАНФИКИ: КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НА ВИРТУАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ ля Генри Дженкинса [Jenkins 2013] размещено интервью с исследовательницей китайских фандомов Чжен Сицин, которая констатирует: «фанатское сообщество в Китае может быть разделено на фанатов евро-американских медиа и литературы, японских аниме и литературы, корейских медиа, китайских медиа и литературы и т.д.». Как видим, китайские фандомы по тематике не отличаются от западных виртуальных сообществ. Коммуникация внутри фандома, как правило, связана с обсуждением содержательных особенностей материала: сюжета, психологических черт персонажей, мотивов их поступков, манеры поведения. «Совершился какой-то качественный и для меня неожиданный скачок в трактовке его образа. (Возможно, у создателей были на это причины). В нем напрочь исчезали присущие ему сосредоточенная напряженность, это многократно подмеченное состояние «натянутой струны» и эмоциональной отстраненности. И было здорово, что в этом сезоне создателями был взят курс на очеловечивание Шерлока Холмса! Все-таки образ должен развиваться, и его отношения с другими героями – тоже, иначе нет смысла создавать сериал. Все-таки этот фандом собрал очень умных и интересных людей! О скольком можно будет еще подумать, в скольком усомниться». Показательно, что при включении в систему фандома, когда человек привыкает к чтению и написанию фанфикшна, любой новый "раздражитель" (сериал, фильм, книга) вызывает желание прочесть что-то написанное по мотивам. Сам объект культуры уже не является самодостаточным для зрителя или читателя: Кстати, я тут села смотреть ВВСишного Шерлока *старается сдерживать восторженные визги* Откуда эти люди взялись, и почему я их не знала раньше?! Перфект. Кто-нибудь может порекомендовать действительно хорошие фики по ним? Без ООСа, не АУ, без слащавости и прочей фигни, что совершенно испортит атмосферу. Клипы? Арты? Если популярный телесериал находится в стадии выпуска, т.е. ожидаются выход новой серии или начало нового сезона, то поклонники, как правило, пытаются предугадать дальнейшее развитие сюжета. Подобное активное ожидание поддерживается производителями телепродукции, которые выкладывают в Сеть фрагменты из новых эпизодов, делают намёки на развитие той или иной сюжетной линии. Наиболее показательны в этом аспекте записи фанатов сериала «Шерлок» (ВВС) в 2012 – нача- ле 2014 г., поскольку главный герой сериала в конце последнего сезона официально погибает, однако зрителям намекают на чудесное спасение героя. Следующие серии ожидались только через полтора года, и фанаты выдвинули множество предположений касательно развития сюжета. «Чем я всю ночь занималась, знаете? Я читала возможные версии того, как Шерлок выжил (все они ОДИНАКОВЫ и совершенно тысячу раз ОПРОВЕРГНУТЫ, но всем вокруг ПЛЕВАТЬ) и пыталась составить что-то своё. А тут ещё и Моффат, оказывается, сказал, что прочёл все версии и мы, вот какие дела, ВСЕ УПУСКАЕМ ЧТО-ТО. Сижу вот, осознаю всё, и мне стыдно, потому что я действительно впечатлительный идиот. Всего лишь сериал, ВСЕГО ЛИШЬ!!! Почему я занимаюсь этим, вместо того, чтобы в мучительном ожидании терпеть до октября? У меня ведь куча занятий есть в 3 часа ночи (спать, к примеру), а я схожу с ума. Можно было дочитать "Крошку Цахес", постигнуть смысл бытия, приготовить чаю, убраться в комнате, НО НЕТ! Буду в старости рассказывать племянникам: "Шерлок BBC... О, вы не представляете, что это было... Мы ночами не спали, разгадывая последнюю серию 2-го сезона..."». Подобная активность фанатов прямо повлияла на сюжет третьего сезона сериала, вышедшего в январе 2014 г. Сценаристы нарушают формальную границу, существующую между произведением и его поклонниками, и представляют в одной из сюжетных линий группу фанатов Шерлока, напоминающую фандом. В роли фанфикера выступает один из полицейских, одержимый идеей спасения главного героя, который организует встречи единомышленников, обсуждающих варианты развития событий. На экране визуализируются возможные способы спасения Шерлока, что, на наш взгляд, во многом деконструирует содержание и разрушает целостность повествования. Трагическая сцена гибели главного героя, готового к самопожертвованию, превращается в постмодернистскую игру с разнообразными вариантами спасения. Представители фандома сериала «Шерлок» (в частности, его русскоязычная часть) восприняли этот сюжетный ход как пародию: «Я не понимаю, как люди, которые сняли первые 2 сезона, могли разродиться этим?.. У них же было 2 года! Вся серия - как один большой плевок в лицо зрителю. Жрите, мол - тут вам и Шерлок/Молли, и Шерлок/Мориарти, и свихнувшийся Андерсон, и пошлые, совершенно ненужные потуги на юмор, и фанатка-готка аки образ 101