home

Фоностилистические переменные в речи молодежи г. Глазго (на материале реализации согласных в видеоблогах)

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Вып. 3(31)

УДК 81-25

ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
В РЕЧИ МОЛОДЕЖИ г. ГЛАЗГО
(на материале реализации согласных в видеоблогах)
Нина Михайловна Евстафьева
аспирант кафедры теории языка, литературы и социолингвистики
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
295000, Республика Крым, Симферополь, ул. Ленина, 11. nina.krupka@gmail.com

Статья посвящена исследованию проблемы фоностилистической вариативности речи в ситуации компьютерно-опосредованного общения. В результате анализа реализации пяти согласных, фоностилистических переменных полного и разговорного стилей произношения, выявляются произносительные особенности, характеризующие стиль речи молодѐжи г. Глазго в процессе видеоблоггинга.
Видеоблог рассматривается как серия видеозаписей, которые создаются автором при помощи вебкамеры в привычной для него атмосфере и направлены на выражение собственной точки зрения по
определѐнному вопросу. Выделяются следующие коммуникативные установки видеоблоггинга:
предрасположенность к непринуждѐнной беседе, стремление заинтересовать публику и использовать
формы речи, понятные широкому кругу коммуникантов. В связи с этим сформирована гипотеза о
предпочтении использования универсальных британско-американских стандартных и разговорных
форм произношения в открытом интернет-пространстве в молодѐжной среде.
Ключевые слова: фоностилистическая вариативность; согласные переменные; язык молодѐжи; видеоблоггинг; шотландский вариант английского языка; Глазго; компьютерно-опосредованная
коммуникация.
Речевая деятельность современной молодѐжи
не ограничивается сферой локальной коммуникации, она нередко представлена в социальных
сетях и на медиаресурсах, которые используются
для межличностного и публичного общения. В
данном исследовании анализ полного стиля произношения и спонтанной речи впервые осуществляется на материале видеоблогов, т.е. серии видеозаписей, которые создаются автором при помощи веб-камеры в привычной для него атмосфере и направлены на выражение собственной
точки зрения по определѐнному вопросу. Выбор
формата видеоблога обусловлен возможностью
получения фактического материала, удовлетворяющего требованиям достаточности и репрезентативности.
Использование видеоблога как среды социофонетического исследования имеет ряд особенностей, связанных прежде всего с ролью исследователя. В текущем исследовании влияние опрашивающей стороны сведено к минимуму: информанты не осведомлены о проведении опроса,
исследователь выступает в роли одного из зрителей, просматривающих видео, участники опроса

самостоятельно создают, редактируют и размещают версию видеозаписи, которую они готовы
представить публике. Список слов и текст анкеты, которую участники читают вслух, выполняют структурирующую функцию: исследователь
имеет возможность сравнить варианты произношения одних и тех же языковых единиц.
При исследовании фоностилистического аспекта речевой деятельности молодѐжи г. Глазго,
реализуемой в формате видеоблога, необходимо
также учитывать особенности данной сферы
коммуникации. Неформальный стиль общения в
сочетании с установкой на использование произношения, понятного широкому кругу коммуникантов разных стран, характеризуют ситуацию
общения, в рамках которой проявляется гендерная и фоностилистическая вариативность произношения, в связи с чем сформирована гипотеза о
предпочтении использования в речи молодѐжи
универсальных британско-американских стандартных и разговорных форм произношения в
публично открытом интернет-пространстве.
Вариативность произношения в рамках англошотландского языкового континуума рассматри-

© Евстафьева Н.М., 2015

39