ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 3(31) УДК 81-25 ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ В РЕЧИ МОЛОДЕЖИ г. ГЛАЗГО (на материале реализации согласных в видеоблогах) Нина Михайловна Евстафьева аспирант кафедры теории языка, литературы и социолингвистики Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского 295000, Республика Крым, Симферополь, ул. Ленина, 11. nina.krupka@gmail.com Статья посвящена исследованию проблемы фоностилистической вариативности речи в ситуации компьютерно-опосредованного общения. В результате анализа реализации пяти согласных, фоностилистических переменных полного и разговорного стилей произношения, выявляются произносительные особенности, характеризующие стиль речи молодѐжи г. Глазго в процессе видеоблоггинга. Видеоблог рассматривается как серия видеозаписей, которые создаются автором при помощи вебкамеры в привычной для него атмосфере и направлены на выражение собственной точки зрения по определѐнному вопросу. Выделяются следующие коммуникативные установки видеоблоггинга: предрасположенность к непринуждѐнной беседе, стремление заинтересовать публику и использовать формы речи, понятные широкому кругу коммуникантов. В связи с этим сформирована гипотеза о предпочтении использования универсальных британско-американских стандартных и разговорных форм произношения в открытом интернет-пространстве в молодѐжной среде. Ключевые слова: фоностилистическая вариативность; согласные переменные; язык молодѐжи; видеоблоггинг; шотландский вариант английского языка; Глазго; компьютерно-опосредованная коммуникация. Речевая деятельность современной молодѐжи не ограничивается сферой локальной коммуникации, она нередко представлена в социальных сетях и на медиаресурсах, которые используются для межличностного и публичного общения. В данном исследовании анализ полного стиля произношения и спонтанной речи впервые осуществляется на материале видеоблогов, т.е. серии видеозаписей, которые создаются автором при помощи веб-камеры в привычной для него атмосфере и направлены на выражение собственной точки зрения по определѐнному вопросу. Выбор формата видеоблога обусловлен возможностью получения фактического материала, удовлетворяющего требованиям достаточности и репрезентативности. Использование видеоблога как среды социофонетического исследования имеет ряд особенностей, связанных прежде всего с ролью исследователя. В текущем исследовании влияние опрашивающей стороны сведено к минимуму: информанты не осведомлены о проведении опроса, исследователь выступает в роли одного из зрителей, просматривающих видео, участники опроса самостоятельно создают, редактируют и размещают версию видеозаписи, которую они готовы представить публике. Список слов и текст анкеты, которую участники читают вслух, выполняют структурирующую функцию: исследователь имеет возможность сравнить варианты произношения одних и тех же языковых единиц. При исследовании фоностилистического аспекта речевой деятельности молодѐжи г. Глазго, реализуемой в формате видеоблога, необходимо также учитывать особенности данной сферы коммуникации. Неформальный стиль общения в сочетании с установкой на использование произношения, понятного широкому кругу коммуникантов разных стран, характеризуют ситуацию общения, в рамках которой проявляется гендерная и фоностилистическая вариативность произношения, в связи с чем сформирована гипотеза о предпочтении использования в речи молодѐжи универсальных британско-американских стандартных и разговорных форм произношения в публично открытом интернет-пространстве. Вариативность произношения в рамках англошотландского языкового континуума рассматри- © Евстафьева Н.М., 2015 39