Евстафьева Н. М. ФОНОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ В РЕЧИ МОЛОДЁЖИ г. ГЛАЗГО (на материале реализации согласных в видеоблогах) ресурсе You Tube, социальный статус, т.е. принадлежность к среднему социальноэкономическому классу, а также возраст в пределах 16–24 лет. Выделение социолингвистических переменных Перед началом исследования сформирован список фонетических признаков стандартного шотландского произношения, который характеризует сферу формального и неформального общения жителей Шотландии. В ходе исследования предполагалось установить долю использования стандартных и разговорных вариантов произношения в речи молодѐжи. После составления транскрипции аудиторам предлагалось отметить случаи отклонения от стандартного произношения. Произносительной нормой в Шотландии считается стандартный шотландский вариант английского языка (SSE), который определяется как тип произношения, «встречающийся в речи представителей среднего класса... не связанный с определѐнным регионом Шотландии» [Stuart-Smith 2008: 47]. В качестве руководства по стандартному шотландскому варианту английского языка была использована модель произношения, описанная К. Робинсон [Robinson 2008: 22–23]. В соответствии с данной моделью стандартное шотландское произношение согласных включает в себя следующие признаки: Эрность (ротичность) – произнесение согласной “r” во всех позициях: fair [ˈfeːr], square [ˈskweːr], first [ˈfɜrst], order [ˈɔːrdər]. Наряду с альвеолярным апроксимантом [ɹ] стандартного произносительного варианта RP может использоваться одноударный [ɾ]. Данная фонема реализуется в начальной и интервокальной позициях: ruin [ˈɾuɪn], сaramel [ˈkɒɾɚmɘl]. Реализация диграфа “ch” как глухого средненѐбного фрикативного [х] в срединной и конечной позиции: loch [lɔх], dreich [dɾiх], Auchinblae [ɔхɘnbɫe]. Наличие придыхания [hw] в словах, начинающихся с диграфа “wh”: [hw] which – [w] witch, [hw] whales – [w] Wales. Твѐрдый [ɫ] во всех позициях: leap [ɫip], peal [piɫ]. Переход аффриката [t͡ʃ] во фрикативный [ʃ] в кластере “nch”: punch [punʃ], branch [branʃ], inch [inʃ]. [11, 22–26]. Перед началом эксперимента на основе данных предыдущих исследований [Stuart-Smith: 2004] был составлен список нестандартных форм шотландского варианта английского языка. Экс- перты были ознакомлены со списком и фиксировали случаи употребления следующих форм: R-вокализация – полное отсутствие реализации поствокального /r/ или частичная вокализация с реализацией слабого или деротизированного /r/, звучащего как гортанный призвук предшествующего гласного: sure [ʃʉʌˤ]. Исследованию подлежали случаи возникновения Rвокализации перед согласным: girl, start; в конце слова в ударной позиции: four, car; а также в конце слова в безударной позиции: racer, either. T-глоттализация, т.е. использование гортанной смычки [ʔ] вместо альвеолярного согласного [t] во всех позициях, кроме начала ударного слога: but [bʌʔ], bucket [ˈbʌkəʔ], patter [ˈpaʔəɾ], glottal [ˈgɫɔʔəɫ]. Гортанная смычка начальной безударной позиции в потоке речи: going tae school. Гортанная смычка вместо /t/, /k/ в конце слова и /t/ в середине слова: bat, night, bottle, water, back. Замена альвеолярного [t] на [r]: let it [lɛrɪʔ]. L-вокализация, т.е. лабиальная артикуляция фонемы [l], приближенная к фонеме [w]: folk [fʌʉk], golf [gʌʉf], gold [gʌʉd]. Реализация TH: глухой межзубный фрикативный [] может произноситься как [h] или [f] в словах, подобных thing, nothing, think. Элизия TH встречается в буквосочетании “thr”: three [ri:]. Реализация звонкого межзубного фрикативного DH: возможна элизия звонкого межзубного фрикативного [р] в начальной позиции. Данное явление характерно для местоимений и артиклей, которые стоят перед словом, заканчивающимся на альвеолярный согласный /t/, /d/, /s/, /z/, /n/, /r/, /l/: I telt (th)em; wha said (th)at? В срединной и начальной позициях может происходить замещение DH сонантом /r/: brother [brʌrʌ], [brʌ] (brither), mother [mʌrʌ] (mither), "we are the [rə] people". На основании данного списка выделено пять фоностилистических переменных: реализация “r”, вокализация “r”, t-глоттализация, вокализация “l”, реализация глухого “th”, реализация звонкого “th”. В спонтанной речи предполагалось возрастание количества использования информантами одноударного [ɾ], гортанной смычки [], вокализованных вариантов [l], а также нестандартных вариантов реализации звонкого и глухого межзубных фрикативных [], []. В полном стиле в связи с ориентацией на международную аудиторию ожидалось увеличение в речи информантов стандартных шотландских и стан- 41