home

"Современная пастораль" В. П. Астафьева от повести "Пастух и пастушка" к киносценарию "Помню тебя"

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Вып. 3(31)

УДК 821.161.1 «1917–1992» –3

«СОВРЕМЕННАЯ ПАСТОРАЛЬ» В. П. АСТАФЬЕВА:
ОТ ПОВЕСТИ «ПАСТУХ И ПАСТУШКА»
К КИНОСЦЕНАРИЮ «ПОМНЮ ТЕБЯ»
Елена Михайловна Гордеева
аспирант кафедры новейшей русской литературы
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
614990, Пермь, ул. Сибирская, 24. elenagordeeva2012@gmail.com

Статья посвящена изучению киносценария В. П. Астафьева «Помню тебя», написанного по
повести «Пастух и пастушка». Автограф киносценария хранится в ГАПКе. Ранее он не издавался и
никем специально не изучался. В данной статье киносценарий вводится в научный оборот как один
из вариантов «Пастуха и пастушки» и рассматривается в сопоставлении с журнальным и дефинитивным вариантами повести. Отмечается, что, переделывая эпическое произведение в драматическое,
писатель продолжает тяготеть к эпике. Подчеркивается, что отказ от названия «Пастух и пастушка»
продиктован авторским восприятием киносценария как самостоятельного художественного произведения. Анализ пасторально-идиллической образности свидетельствует о том, что в киносценарии она
не только сохраняется, но и усиливается, прежде всего, за счет ввода в произведение дополнительных
персонажей, например, отсутствовавших как в журнальном, так и в окончательном варианте повести
пастушка-инвалида, «пастушек-бурлаков». «Помню тебя», как и «Пастух и пастушка», – это современная пастораль. Различия между киносценарием «Помню тебя» и повестью «Пастух и пастушка»
не затронули концепции произведения: киносценарий, как и повесть, о том, что война не только уродует людей физически, лишая их жизни, война наносит не менее страшные душевные увечья, также
не совместимые с жизнью. В заключение подчеркивается, что без учета киносценария «Помню тебя»
творческая история повести «Пастух и пастушка» не может считаться полной.
Ключевые слова: В. П. Астафьев; «Пастух и пастушка»; «Помню тебя»; повесть; киносценарий; вариант; творческая история произведения; пастораль.
Повесть Виктора Петровича Астафьева «Пастух и пастушка» (1967–1971–1989) неоднократно
привлекала внимание ученых, усилия которых
были направлены в том числе и на исследование
ее жанровой специфики. Одним из перспективных направлений в изучении данной повести является поиск ее историко-литературных контекстов. На наш взгляд, ближайшим из них служит
написанный по ней киносценарий «Помню тебя».
В мемуарной и научной литературе имеются
сведения о том, что в начале 1970-х гг. по «Пастуху и пастушке» планировали снять пятисерийный художественный фильм, что над киносценарием работал сам Астафьев, что снимать фильм
должен был режиссер Артур Иосифович Войтец1
кий на киностудии имени А. Довженко , но что
осуществить экранизацию помешала развернув-

шаяся вокруг повести дискуссия . Судьба написанного Астафьевым киносценария с тех пор
оставалась неизвестной.
Автограф киносценария «Помню тебя» обнаружен нами в Государственном архиве Пермского края (ф. Р-1659, д. 566). Он представляет собой 63 прошитых листа формата А4 с оборотами.
На лицевой стороне первого листа рукой автора
написано: «В. Астафьев. Помню тебя. (Киносценарий по повести "Пастух и пастушка")». Датировка и локализация документа отсутствуют. Автограф является черновой рукописью, содержащей многочисленную авторскую правку. Он завершен, о чем свидетельствует авторская помета
на обороте 63-го (последнего) листа: «Конец».
Там же рукой автора указано общее количество
страниц – «120 стр.». Вместе с другими документами семьи Астафьевых (Виктора Петровича и
2

© Гордеева Е.М., 2015

77