ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 3(31) УДК 378 ПРОФЕССОР Б. А. КРЖЕВСКИЙ В ПЕРМСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Ирина Александровна Табункина к. филол. н., доцент кафедры мировой литературы и культуры Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева, 15. ira-tabunkina@mail.ru В статье рассмотрен «пермский» период жизни петроградского профессора Б.А. Кржевского в контексте становления и развития Пермского университета. После двухлетнего пребывания за границей он командирован в Пермь, где проработал с осени 1917 до конца 1921 г., в переломный в истории России и Урала период. Вслед за своим предшественником в Пермском университете профессором А.А. Смирновым, тоже учеником акад. А.Н. Веселовского, Б.А. Кржевский преподавал в основном историю западноевропейской литературы и французский язык. Автором статьи использованы материалы личного дела Б.А. Кржевского, хранящегося в Государственном архиве Пермского края. В них не только фиксируются этапы работы ученого, но и воссоздается история развития университета, описывается образ жизни его сотрудников. Б.А. Кржевский был одним из первых филологов, способствовавших процессу формирования высшего образования на Урале. Ключевые слова: Б. А. Кржевский; Пермский университет; Петроградский университет; западноевропейская литература; французский язык; филология; историко-филологический факультет. В книге 1916 г. «Заря Высшего Просвещения на Урале – университет в Перми» почетный гражданин г. Стерлитамака К.Д. Ростовцев рассматривает социальные, политические и культурные обстоятельства возникновения университета на Урале. Ожиданием новых прогрессивных перемен наполнены слова автора: «…весь Прикамско-Уральский край, во главе с Пермской губернией, имеющей четырехмиллионное население, встречая “зарю” высшего просвещения на родном Урале, с глубокой радостью русского сердца ожидает скорого восхода самого “лучезарного солнца” и шлет свой привет новому университету: “добро пожаловать”» [Ростовцев 1916: 26]. 1 1 октября 1917 г., через год после торжественного открытия Отделения Петроградского университета в Перми, и.о. ректора К.Д. Покровский в своем докладе подчеркивает «громадное значение» самостоятельного Пермского университета «не только для обширного Прикамского и Приуральского края, но даже для всей России»: «Ведь в Петрограде занятий в этом году не будет, в Москве и Киеве большие затруднения в отношении квартир и пропитания, студенты не решаются туда ехать, Юрьеву грозит непосредственная опасность от наступления германцев» [Протокол Открытого Заседания Совета Пермского Университета. Л.35 об.]. Поэтому Пермскому университету отводится почетная роль – «спасать высшее образование в России». Были предположения, что будет трудно «привлечь в далекую холодную Пермь достаточное число преподавателей, особенно ввиду сравнительной бедности России учеными силами». Однако год работы университета показал, что «преподавание в Пермском Университете обеспечено»: «у нас почти полный для двух курсов состав Совета и имеется ряд предложений на будущее, из которых некоторые весьма высокого качества в научном отношении и являются совершенно неожиданными для молодого провинциального университета» [Протокол Открытого Заседания… Л.38]. Оценивая эмоциональное состояние командированных профессоров, К.Д. Покровский в своем докладе отмечает, что «все лица, решившиеся отправиться в Пермь, явились сюда с бодрым настроением и несомненным желанием, несмотря на все затруднения и лишения, дружно поработать над созданием учреждения громадной важности для России» [там же]. Пафос официальной речи, вероятно, не может отразить всех переживаний приглашен- © Табункина И.А., 2015 136