home

"Дикая красота и сумрачное величие…." панорама Урала в путевых очерках Вас. И. Немировича-Данченко

?
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015

РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

Вып. 4(32)

УДК 821.161.1-4

«ДИКАЯ КРАСОТА И СУМРАЧНОЕ ВЕЛИЧИЕ…».
ПАНОРАМА УРАЛА В ПУТЕВЫХ ОЧЕРКАХ
1
Вас. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО
Владимир Васильевич Абашев
д. филол. н., профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614022, Пермь, ул. Мира, 33-36. vv_abashev@mail.ru

Статья посвящена книге Вас. И. Немировича-Данченко «Кама и Урал» (1890), в которой описано его путешествие 1875 г. Уральский травелог Немировича стал важным этапом в истории формирования геопоэтического образа одного из важных в истории страны регионов России. В статье анализируются особенности этого образа. Основным принципом формирования образа Урала в очерках
Немировича является панорамирование. Эффект панорамы создается не только беспрецедентной широтой охвата повествованием пространства региона. Как панорамы строятся в очерках ландшафтнопейзажные описания. Излюбленный прием Немировича – описание окрестностей с доминирующих
высот, что позволяет включить в маршрут путешествия прилегающие местности. Интенсивное использование в очерках чужого слова, в особенности преданий о местных культурных героях (Ермак,
Строгановы, Демидовы), резко расширяет временной горизонт повествования. Средоточием уральской идентичности в очерках Немировича оказываются горные заводы. В описании горнозаводского
дела: рудников и металлургических процессов – Немирович не только проявляет осведомленность и
наблюдательность, но и дает волю поэтическому воображению. Описывая переделку чугуна и выплавку стали в образах космогонии и алхимии, Немирович приближается к созданию своеобразной
мифопоэтики Урала. Стилистически в описании уральских заводов Немирович склонялся к эстетически близкому ему романтическому гиперболизму Виктора Гюго. Очерки В.И. Немировича-Данченко
дополняли художественное исследование Урала в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка. Их трудами
Урал из географической данности превращался в суггестивный топос русской литературы.
Ключевые слова: В.И. Немирович-Данченко; Д.Н. Мамин-Сибиряк; геопоэтика; литературный образ Урала.
Важный аспект уральской литературной истории, как и словесности любого другого региона, – формирование образа этой земли в отечественной культуре [История литературы Урала
2012: 18–22]. Важно проследить, как регион из
географической данности превращался в культурный феномен, как ландшафт, накапливая от
текста к тексту черты культурной субъектности,
становился, как это было с Уралом, «подземным
царством рудников и копей», «опорным краем
державы» или «хребтом России». Это длительный исторический процесс, вплетенный в движение
демографического,
экономикопроизводственного, путешественного и исследовательского освоения новой земли.

В истории формирования образа территории
важен момент, когда после «лабораторного»
накопления образно-символических репрезентаций в специализированной словесности [Анисимов 2006; Власова 2013] этот образ через популярное чтение становится достоянием широкого
читателя. Только тогда можно считать, что образ
территории вышел из лабораторных условий существования и вошел в общий культурный оборот.
Знакомство широкого русского читателя с
уральской страной можно датировать с точностью до десятилетия: это 1880-е гг. и, наконец,
решающее время – рубеж 1880–1890-х гг. Главные лица в истории литературного открытия
Урала – Д. Н. Мамин-Сибиряк и Вас. И. Немиро-

© Абашев В. В., 2015

67