ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 4(32) УДК 811.161.1 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ 1 ЧЕЛОВЕКА С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ Ольга Борисовна Ермолова к. филол. н., зав. филиалом службы обеспечения дополнительных образовательных программ Учебного отдела по направлениям востоковедение, искусство и филология Санкт-Петербургский государственный университет 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 11. o-ermolova@mail.ru В процессе речевой деятельности человек вступает в контакт с различными коммуникантами, в том числе и не вполне стандартными. Подавая реплики такому нестандартному адресату, адресант не получает вербального ответа. Несмотря на это, подобное общение существует и достаточно часто встречается в разговорной речи. В лингвистике имеется ряд работ, посвященных этой тематике. Основные наблюдения, сделанные лингвистами, которые занимаются исследованиями в этой области, иллюстрируются в настоящей статье примерами из материалов одного из модулей Звукового корпуса русского языка – «Один речевой день» (ОРД). Главной задачей разработчиков при создании этого модуля было изучение речевого поведения носителя языка в течение дня с использованием методики 24-часовой записи. Таким образом появляется возможность получить представление о том, как строится общение представителей разных социальных (гендерных, возрастных, профессиональных и т.п.) групп на протяжении дня. В течение своего «речевого дня» информанты говорят с коллегами и друзьями, с учениками и учителями, с членами семьи и со случайными собеседниками на улице, в транспорте, в магазине, аптеке и т.д. В бытовом общении среди партнеров этих информантов встречаются кошки и собаки, растения и мебель, компьютеры и автомобили. В статье круг рассматриваемых нестандартных адресатов ограничивается домашними животными. Информанты, обозначенные в соответствии с шифром, принятым в ОРД (И04, И22, И24, И28, И35, И72), двое мужчин и четыре женщины, контактируют со своими домашними питомцами: пятью кошками и собакой. В числе прочего автором отмечаются речевые особенности одного и того же информанта, проявляющиеся в его общении со взрослыми людьми (собеседниками, коммуникантами), в сравнении с его разговорами с животными (партнерами). Подчеркивается сходство общения с животными и общения с детьми. Выявляются мотивы, стимулирующие речевые контакты с нестандартными партнерами. Ключевые слова: звуковой корпус; разговорная речь; общение; ролевое поведение; разговоры с животными; разговоры с детьми; диалог; монолог; русский язык. ние такого рода происходит достаточно регулярно. В настоящей статье из перечисленного ряда нестандартных партнеров рассматриваются только домашние животные. Многие лингвисты, признанные специалисты в области изучения разговорного языка, уделяли внимание специфике речи человека при его общении с животными (см., например: [Ермакова 1988, 1998; Сиротинина 1999; Китайгородская, Розанова 1999; Байкулова 2008]). Несколько с других позиций, но также в связи с коммуникацией, эти проблемы волнуют биологов и философов (см.: [Панов 1970; Каган 1988]). О. П. Ермакова в статье «Речевой портрет собаки» отмечает, что изучение этой сферы обще- Введение В повседневном общении человека выделяется сфера, в которой говорящий не получает и не может получить от собеседника полноценного ответа на вербальном уровне. Так выглядит, например, контакт с домашними животными, растениями, автомобилем, компьютером или предметами обихода. Нестандартность такого общения заключается в том, что говорящий не имеет возможности обмениваться репликами с адресатом. Такое общение нельзя считать полноценной беседой или разговором в полном смысле этого слова, и поэтому его участников правильнее назвать не собеседниками, а партнерами. Однако, несмотря на эту нестандартность, обще© Ермолова О. Б., 2015 58
© Ермолова О. Б., 2015
58
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 4(32)
УДК 811.161.1
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
1
Ольга Борисовна Ермолова
к. филол. н., зав. филиалом службы обеспечения дополнительных образовательных
программ Учебного отдела по направлениям востоковедение, искусство и филология
Санкт-Петербургский государственный университет
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 11. o-ermolova@mail.ru
В процессе речевой деятельности человек вступает в контакт с различными коммуникантами,
в том числе и не вполне стандартными. Подавая реплики такому нестандартному адресату, адресант
не получает вербального ответа. Несмотря на это, подобное общение существует и достаточно часто
встречается в разговорной речи. В лингвистике имеется ряд работ, посвященных этой тематике. Ос-
новные наблюдения, сделанные лингвистами, которые занимаются исследованиями в этой области,
иллюстрируются в настоящей статье примерами из материалов одного из модулей Звукового корпуса
русского языка – «Один речевой день» (ОРД). Главной задачей разработчиков при создании этого
модуля было изучение речевого поведения носителя языка в течение дня с использованием методики
24-часовой записи. Таким образом появляется возможность получить представление о том, как стро-
ится общение представителей разных социальных (гендерных, возрастных, профессиональных и т.п.)
групп на протяжении дня. В течение своего «речевого дня» информанты говорят с коллегами и дру-
зьями, с учениками и учителями, с членами семьи и со случайными собеседниками на улице, в транс-
порте, в магазине, аптеке и т.д. В бытовом общении среди партнеров этих информантов встречаются
кошки и собаки, растения и мебель, компьютеры и автомобили. В статье круг рассматриваемых не-
стандартных адресатов ограничивается домашними животными. Информанты, обозначенные в соот-
ветствии с шифром, принятым в ОРД (И04, И22, И24, И28, И35, И72), двое мужчин и четыре женщи-
ны, контактируют со своими домашними питомцами: пятью кошками и собакой. В числе прочего
автором отмечаются речевые особенности одного и того же информанта, проявляющиеся в его обще-
нии со взрослыми людьми (собеседниками, коммуникантами), в сравнении с его разговорами с жи-
вотными (партнерами). Подчеркивается сходство общения с животными и общения с детьми. Выяв-
ляются мотивы, стимулирующие речевые контакты с нестандартными партнерами.
Ключевые слова
: звуковой корпус; разговорная речь; общение; ролевое поведение; разгово-
ры с животными; разговоры с детьми; диалог; монолог; русский язык.
Введение
В повседневном общении человека выделяет-
ся сфера, в которой говорящий не получает и не
может получить от собеседника полноценного
ответа на вербальном уровне. Так выглядит,
например, контакт с домашними животными,
растениями, автомобилем, компьютером или
предметами обихода. Нестандартность такого
общения заключается в том, что говорящий не
имеет возможности обмениваться репликами с
адресатом. Такое общение нельзя считать полно-
ценной беседой или разговором в полном смысле
этого слова, и поэтому его участников правиль-
нее назвать не собеседниками, а
партнерами
.
Однако, несмотря на эту нестандартность, обще-
ние такого рода происходит достаточно регуляр-
но. В настоящей статье из перечисленного ряда
нестандартных
партнеров
рассматриваются
только домашние животные.
Многие лингвисты, признанные специалисты
в области изучения разговорного языка, уделяли
внимание специфике речи человека при его об-
щении с животными (см., например: [Ермакова
1988, 1998; Сиротинина 1999; Китайгородская,
Розанова 1999; Байкулова 2008]). Несколько с
других позиций, но также в связи с коммуника-
цией, эти проблемы волнуют биологов и фило-
софов (см.: [Панов 1970; Каган 1988]).
О. П. Ермакова в статье «Речевой портрет со-
баки» отмечает, что изучение этой сферы обще-
Следующая страницаПредыдущая страница