• © Ермолова О. Б., 2015
    58
    ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
    ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
    2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 4(32)
    УДК 811.161.1
    ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
    ЧЕЛОВЕКА С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
    1
    Ольга Борисовна Ермолова
    к. филол. н., зав. филиалом службы обеспечения дополнительных образовательных
    программ Учебного отдела по направлениям востоковедение, искусство и филология
    Санкт-Петербургский государственный университет
    199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 11. o-ermolova@mail.ru
    В процессе речевой деятельности человек вступает в контакт с различными коммуникантами,
    в том числе и не вполне стандартными. Подавая реплики такому нестандартному адресату, адресант
    не получает вербального ответа. Несмотря на это, подобное общение существует и достаточно часто
    встречается в разговорной речи. В лингвистике имеется ряд работ, посвященных этой тематике. Ос-
    новные наблюдения, сделанные лингвистами, которые занимаются исследованиями в этой области,
    иллюстрируются в настоящей статье примерами из материалов одного из модулей Звукового корпуса
    русского языка – «Один речевой день» (ОРД). Главной задачей разработчиков при создании этого
    модуля было изучение речевого поведения носителя языка в течение дня с использованием методики
    24-часовой записи. Таким образом появляется возможность получить представление о том, как стро-
    ится общение представителей разных социальных (гендерных, возрастных, профессиональных и т.п.)
    групп на протяжении дня. В течение своего «речевого дня» информанты говорят с коллегами и дру-
    зьями, с учениками и учителями, с членами семьи и со случайными собеседниками на улице, в транс-
    порте, в магазине, аптеке и т.д. В бытовом общении среди партнеров этих информантов встречаются
    кошки и собаки, растения и мебель, компьютеры и автомобили. В статье круг рассматриваемых не-
    стандартных адресатов ограничивается домашними животными. Информанты, обозначенные в соот-
    ветствии с шифром, принятым в ОРД (И04, И22, И24, И28, И35, И72), двое мужчин и четыре женщи-
    ны, контактируют со своими домашними питомцами: пятью кошками и собакой. В числе прочего
    автором отмечаются речевые особенности одного и того же информанта, проявляющиеся в его обще-
    нии со взрослыми людьми (собеседниками, коммуникантами), в сравнении с его разговорами с жи-
    вотными (партнерами). Подчеркивается сходство общения с животными и общения с детьми. Выяв-
    ляются мотивы, стимулирующие речевые контакты с нестандартными партнерами.
    Ключевые слова
    : звуковой корпус; разговорная речь; общение; ролевое поведение; разгово-
    ры с животными; разговоры с детьми; диалог; монолог; русский язык.
    Введение
    В повседневном общении человека выделяет-
    ся сфера, в которой говорящий не получает и не
    может получить от собеседника полноценного
    ответа на вербальном уровне. Так выглядит,
    например, контакт с домашними животными,
    растениями, автомобилем, компьютером или
    предметами обихода. Нестандартность такого
    общения заключается в том, что говорящий не
    имеет возможности обмениваться репликами с
    адресатом. Такое общение нельзя считать полно-
    ценной беседой или разговором в полном смысле
    этого слова, и поэтому его участников правиль-
    нее назвать не собеседниками, а
    партнерами
    .
    Однако, несмотря на эту нестандартность, обще-
    ние такого рода происходит достаточно регуляр-
    но. В настоящей статье из перечисленного ряда
    нестандартных
    партнеров
    рассматриваются
    только домашние животные.
    Многие лингвисты, признанные специалисты
    в области изучения разговорного языка, уделяли
    внимание специфике речи человека при его об-
    щении с животными (см., например: [Ермакова
    1988, 1998; Сиротинина 1999; Китайгородская,
    Розанова 1999; Байкулова 2008]). Несколько с
    других позиций, но также в связи с коммуника-
    цией, эти проблемы волнуют биологов и фило-
    софов (см.: [Панов 1970; Каган 1988]).
    О. П. Ермакова в статье «Речевой портрет со-
    баки» отмечает, что изучение этой сферы обще-
    Следующая страницаПредыдущая страница