ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– 2015 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 4(32) УДК 821.111(73) КОНЦЕПЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В РОМАНЕ ДЖ. ЕВГЕНИДИСА «СРЕДНИЙ ПОЛ» Лилия Фуатовна Хабибуллина д. филол. н., профессор кафедры зарубежной литературы Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации 420021, Казань, ул. Татарстан, 2. e-mail: fuatovna@list.ru Анастасия Александровна Виноградова студент отделения русской и зарубежной филологии им. Л. Н. Толстого Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации 420021, Казань, ул. Татарстан, 2. e-mail: vinogrado1993@ mail.ru В статье рассматривается роман Дж. Евгенидиса «Средний пол» (Middlesex, 2002), соединяющий в себе целый ряд актуальных для современного литературоведения проблем в контексте авторской концепции мультикультурализма, наиболее ярко проявляющейся в пространственных образах романа. Образ греческой Смирны является воплощением идеи «органического» мирного сосуществования наций на основе естественно сложившегося уклада. Американский Детройт представляет собой механистический мир «плавильного котла» наций, а современный немецкий Берлин демонстрирует возможности «истинного» мультикультурализма – места, где каждый «Другой» чувствует себя частью целого. Роман анализируется с точки зрения взаимодействия в нем исторической, мультикультурной и отчасти гендерной проблематики, затрагивается также проблема исторической травмы. Ключевые слова: американская литература ХХI в.; мультикультурализм; пространство; Дж. Евгенидис; «Средний пол»; гендер; историческая проблематика. Роман американского писателя Джеффри Евгенидиса (1960) «Средний пол» (Middlesex, 2002), за который его автор получил Пулитцеровскую премию 2003 г., заслуживает особого внимания как произведение, соединившее в себе практически все значимые для литературы рубежа веков типы проблематики, такие как гендерная, мультикультурная, проблема травмы, в том 1 числе исторической . Именно этот роман писателя привлек к нему внимание читателей и критиков и уверенно ввел его в круг самых читаемых авторов ХХI в. Роман «Средний пол» занимает ключевое место в творчестве Дж.Евгенидиса, являясь продолжением в раскрытии проблемы гендерной самоидентификации, начатой им ещё в романе «Девственницы-самоубийцы» (The Virgin Suicides, 1993), затрагивая и тему эмиграции. В произведении описывается история взросления и самоопределения американки греческого происхождения Каллиопы Стефанидис, которая в подростковом возрасте осознает себя юношей Каллом. Оно построено по законам романа воспитания: история главного героя связывается с историей бабушки и деда, покинувших Грецию, затем родителей, строивших свою жизнь в США, и завершается моментом взросления главной героини/героя. Как отмечает В.Прозоров, «общая идея истории трех поколений семьи Стефанидесов в романе состоит в том, что на смену бинарным оппозициям “природа”–“воспитание” (nature–nurture) приходят постмодернистская множественность и вариативность» [Прозоров 2012: 404]. Роман содержит активный исторический код, который поддерживается обильным упоминанием дат, исторических персонажей, событий. Таким же активным в романе является естественно-научный код, который укрупняется © Хабибуллина Л. Ф., Виноградова А. А., 2015 135